Постановление Правительства Ленинградской области от 03.02.2020 N 43 "О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 6 февраля 2017 года N 14 "Об утверждении бюджетного прогноза Ленинградской области на период до 2028 года"
Правительство Ленинградской области
постановление
от 3 февраля 2020 года N 43
О внесении изменения в постановление Правительства
Ленинградской области от 6 февраля 2017 года N 14
"Об утверждении бюджетного прогноза
Ленинградской области на период до 2028 года"
В соответствии с пунктом 3 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ленинградской области от 6 февраля 2017 года N 14 "Об утверждении бюджетного прогноза Ленинградской области на период до 2028 года" изменение, изложив приложение (Бюджетный прогноз Ленинградской области на период до 2028 года) в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Ленинградской области – председателя комитета финансов Ленинградской области.
3. Настоящее постановление вступает в силу с даты подписания.
Губернатор Ленинградской области |
А.Дрозденко |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 6 февраля 2017 года N 14
(в редакции постановления Правительства
Ленинградской области
от 3 февраля 2020 года N 43
(приложение)
Бюджетный прогноз
Ленинградской области на период до 2028 года (далее – Бюджетный прогноз)
1. Условия формирования Бюджетного прогноза
Период быстрого экономического роста, начавшийся в 1999 году и кратковременно прерывавшийся в период глобального финансового кризиса 2008 – 2009 годов, завершился к 2013 году. За это время валовой региональный продукт Ленинградской области вырос в реальном выражении в 3,24 раза, увеличиваясь ежегодно в среднем на 8,8 процента.
Переломным стал период 2013 – 2015 годов, по итогам которого физический объем валового регионального продукта Ленинградской области практически не изменился, оставшись на уровне 2012 года. В значительной степени данная динамика отражает общероссийские тенденции.
Ключевыми причинами замедления экономического роста являлись:
исчерпание резервов прежней модели экономического роста, в первую очередь, вследствие роста затрат, опережающего рост производительности труда;
значительное ухудшение внешних условий в 2014 – 2015 годах, связанное с падением цен на мировых рынках углеводородного сырья, ростом геополитической напряженности и введением международных экономических санкций против отдельных российских компаний и секторов экономики, затруднивших доступ к мировым рынкам капитала и технологиям.
Произошедшая в 2014 – 2015 годах девальвация рубля в значительной степени скомпенсировала ожидаемое падение доходов бюджета, вызванное сокращением объемов валютной выручки предприятий-экспортеров, а также положительно отразилась на конкурентоспособности производимой продукции. В среднесрочном периоде ограничение темпов роста оплаты труда, снижение инфляции и процентных ставок при ограниченном укреплении национальной валюты будут поддерживать рентабельность и инвестиционную привлекательность предприятий, способствовать восстановлению экономического роста. В долгосрочном периоде дополнительную поддержку росту окажет улучшение конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, а также реализация проектов, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.
Прогнозируется, что, начиная с 2020 года, среднегодовой темп роста индекса потребительских цен будет составлять 4 процента.
В период до 2028 года ожидается постепенное наращивание соотношения объемов инвестиций и валового регионального продукта Ленинградской области. Данный показатель возрастет с 34,4 процентов в 2017 году до 36,1 процента в 2028 году.
Численность населения Ленинградской области увеличится за этот период на 7,4 процента и составит к 2028 году 1,94 млн. человек.
Численность населения в трудоспособном возрасте увеличится на 0,6 процента, что окажет положительное влияние на рост валового регионального продукта и налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ленинградской области.
Наибольший прирост покажет численность населения старше трудоспособного возраста. К 2028 году данный показатель увеличится на 18,7 процента по сравнению с 2017 годом. Доля населения в возрасте старше трудоспособного увеличится на 3,1 процентных пункта, и достигнет к 2028 году 30,7 процента от общей численности населения. Это будет создавать дополнительное давление на расходную часть областного бюджета Ленинградской области, стимулируя рост бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения Ленинградской области.
Бюджетная политика Ленинградской области отличалась, с одной стороны, консервативным подходом к планированию доходов и расходов бюджета, с другой стороны, – постоянным поиском механизмов и альтернатив более эффективного использования бюджетных средств. Это позволило не допустить бесконтрольного наращивания дефицита бюджета и государственного долга, избежать использования профицита областного бюджета для резкого наращивания объема "постоянных" расходов, которые впоследствии требовали бы ежегодного воспроизведения.
Результатом долговой политики является улучшение структуры государственного долга Ленинградской области в части снижения доли рыночных заимствований.
Основными подходами к формированию бюджетной и налоговой политики Ленинградской области на долгосрочный период являются:
проведение консервативной бюджетной политики органами государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области, одним из атрибутов которой является недопущение роста дефицита бюджета и наращивания долговой нагрузки;
постоянная реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности расходов областного и местных бюджетов;
закрепление и развитие положительных темпов экономического роста;
последовательное сокращение неэффективных налоговых расходов.
Бюджетный прогноз разработан на вариативной основе с учетом прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочный период:
вариант 1 (консервативный) разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических условий и предполагает развитие экономики Ленинградской области в условиях инерционной динамики развития, реализации поддерживающей государственной инвестиционной политики, направленной на обеспечение стабильных экономических темпов и постепенное повышение уровня жизни населения;
вариант 2 (базовый) характеризует развитие экономики в условиях стабильных инфляционных процессов с сохранением консервативных изменений внешних условий, учитывает реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста, качественное повышение уровня жизни населения с ориентиром на достижение целевого уровня показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Достижение показателей Бюджетного прогноза сопряжено с определенными рисками:
нестабильность поступления налога на прибыль организаций от ответственных участников консолидированных групп налогоплательщиков;
внесение в бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации изменений, влияющих на доходную базу региональных и местных бюджетов;
принятие на федеральном уровне нормативных правовых актов, приводящих к росту расходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в течение долгосрочного периода бюджетного планирования.
В целях нивелирования выявленных рисков в Ленинградской области предпринимаются меры по следующим направлениям:
создание благоприятного инвестиционного климата в целях обеспечения роста налогового потенциала региона (сохранение режима наибольшего благоприятствования инвесторам, трейдерам, организациям, осуществляющим деятельность по развитию индустриальных парков, заключение специальных инвестиционных контрактов, стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов, инвестиционные налоговые вычеты, поддержка территорий опережающего социально-экономического развития);
поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе создание условий для роста числа организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную систему налогообложения;
дальнейшее развитие социальной инфраструктуры, в том числе в целях привлечения в регион населения в трудоспособном возрасте.
Бюджетный прогноз сформирован по принципу сбалансированности бюджета: объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
В разделах 2 и 3 показатели, характеризующие параметры консолидированного и областного бюджетов Ленинградской области на период до 2028 года, в том числе структуру и динамику доходной и расходной части, представлены по варианту 2 (базовому) прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочный период.
2. Прогноз основных параметров консолидированного и областного бюджетов Ленинградской области на период до 2028 года
Расчеты объемов поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный и областной бюджеты Ленинградской области в рамках составления Бюджетного прогноза основаны на показателях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года, характеризующих как общие тенденции развития экономики (объем валового регионального продукта, динамика индекса промышленного производства, объем инвестиций в основной капитал и т.д.), так и изменение макроэкономических показателей, оказывающих непосредственное влияние на объемы поступлений по основным доходным источникам бюджета:
темп роста прибыли прибыльных организаций;
темп роста фонда заработной платы;
темп роста амортизационных отчислений.
Из основных доходных источников бюджета наиболее сложным для долгосрочного прогнозирования является налог на прибыль организаций, поскольку на объем его поступлений оказывают влияние различные внешние факторы, такие как цена на нефть, а также динамика курса иностранных валют, обуславливающих объем валютной выручки отдельных налогоплательщиков, и, соответственно сумму самого налога.
С учетом изложенного, долгосрочный прогноз по данному доходному источнику рассчитан исходя из прогнозируемого темпа роста, характеризующего темп роста прибыли прибыльных организаций, а также с учетом предполагаемых сумм возврата переплаты по налогу на расчетные счета налогоплательщиков.
Кроме того, при составлении Бюджетного прогноза учтены изменения налогового законодательства Российской Федерации, предполагающие:
исключение из налоговой практики с 1 января 2023 года института консолидированных групп налогоплательщиков, что приведет к сокращению доходной части областного бюджета по налогу на прибыль организаций;
увеличение с 1 января 2025 года на один процентный пункт налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, что позволит увеличить поступления в областной бюджет по данному доходному источнику.
По налогу на доходы физических лиц расчет долгосрочного прогноза поступлений осуществлен исходя из прогнозируемого темпа роста, характеризующего темп роста фонда заработной платы, а также с учетом предполагаемого ежегодного прироста социальных и имущественных налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам в рамках реализации налоговой политики Российской Федерации при проведении ежегодных декларационных кампаний.
Прогнозируемый объем поступлений налога на имущество организаций рассчитан в соответствии с действующими положениями главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом индексов изменения величины амортизационных отчислений, отражающих рост налога на имущество в прогнозируемом периоде.
Кроме того, при расчете прогноза по налогу на имущество организаций учитывались следующие факторы:
окончание действия льготного периода по уплате налога на имущество отдельными инвесторами – в соответствии с договорами, заключенными с Правительством Ленинградской области;
расширение налоговой базы за счет привлечения к налогообложению имущества муниципальных учреждений Ленинградской области в результате отмены с 1 января 2020 года налоговой льготы.
По акцизам на нефтепродукты и алкогольную продукцию расчет поступлений на долгосрочный период осуществлен с учетом действующих ставок акцизов по подакцизной продукции, а также установленных бюджетным законодательством Российской Федерации нормативов распределения доходов от уплаты акцизов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что внесенные на федеральном уровне изменения в порядок исчисления акцизов и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации позволят повысить их роль в формировании доходной части консолидированного бюджета Ленинградской области как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Объемы поступлений по остальным налоговым доходам, а также неналоговым доходам на долгосрочный период в основном рассчитаны с применением ежегодной динамики роста, учтенной при формировании доходной части консолидированного и областного бюджетов на среднесрочный период.
Основные параметры областного бюджета Ленинградской области на период до 2028 года представлены в приложении 1 к Бюджетному прогнозу.
1. Структура и динамика доходной части областного бюджета Ленинградской области за период 2017 – 2028 годов характеризуется следующими показателями:
(тыс. руб.)
Показатель | 2017 год | Удельный вес в общем объеме доходов | 2028 год | Удельный вес в общем объеме доходов | Динамика за период 2017 – 2028 годов |
Доходы | 105198705,5 | 100,0 | 210416834,6 | 100,0 | 200,0 |
1. Налоговые и неналоговые доходы | 97304960,0 | 92,5 | 197834428,3 | 94,0 | 203,3 |
1.1. Налоговые доходы | 92970086,1 | 88,4 | 195956718,1 | 93,1 | 210,8 |
1.2. Неналоговые доходы | 4334873,9 | 4,1 | 1877710,2 | 0,9 | 43,3 |
2. Безвозмездные поступления | 7893745,5 | 7,5 | 12582406,3 | 6,0 | 159,4 |
В доходной части областного бюджета Ленинградской области в период 2017 – 2028 годов основной удельный вес (от 92,5% до 94,0%) занимают налоговые и неналоговые доходы.
Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов снизится с 7,5% в 2017 году до 6,0% в 2028 году.
Структура и динамика собственных доходов областного бюджета Ленинградской области за период 2017 – 2028 годов характеризуется следующими показателями:
(тыс. руб.)
Показатель | 2017 год | Удельный вес в общем объеме налоговых и неналоговых доходов | 2028 год | Удельный вес в общем объеме налоговых и неналоговых доходов | Динамика за период 2017 – 2028 годов |
Налоговые и неналоговые доходы | 97304960,0 | 100,0 | 197834428,3 | 100,0 | 203,3 |
1.1 Налоговые доходы | 92970086,1 | 95,5 | 195956718,1 | 99,1 | 210,8 |
в том числе: |
|
|
|
| |
налог на прибыль организаций | 41702695,7 | 42,9 | 84826469,7 | 42,9 | 203,4 |
налог на доходы физических лиц | 24510681,5 | 25,2 | 51684394,3 | 26,1 | 210,9 |
акцизы | 7347872,8 | 7,6 | 15052756,4 | 7,6 | 204,9 |
налог на имущество организаций | 16161255,7 | 16,6 | 39845377,2 | 20,1 | 246,5 |
1.2. Неналоговые доходы | 4334873,9 | 4,5 | 1877710,2 | 0,9 | 43,3 |
В долгосрочной перспективе ожидаются изменения в структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Ленинградской области в сторону увеличения доли налоговых доходов – с 95,5% в 2017 году до 99,1% в 2028 году.
Основными налоговыми доходными источниками бюджета по-прежнему останутся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы. Удельный вес перечисленных налогов составит в общем объеме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в среднем 96,7%.
Рост поступлений по налоговым доходам за период 2017 – 2028 годы с учетом макроэкономических показателей по прогнозу социально-экономического развития Ленинградской области составит 210,8%.
По неналоговым доходам наблюдается тенденция к снижению объема платежей к 2028 году на 56,7% за счет сокращения поступлений по доходам от использования государственного имущества (доходы от размещения временно свободных средств областного бюджета на банковских депозитах) и доходам от продажи материальных и нематериальных активов.
Структура и динамика безвозмездных поступлений в областной бюджет Ленинградской области за период 2017 – 2028 годов характеризуется следующими показателями:
(тыс. руб.)
Показатель | 2017 год | Удельный вес в общем объеме безвозмездных поступлений | 2028 год | Удельный вес в общем объеме безвозмездных поступлений | Динамика за период 2017 – 2028 годов |
Безвозмездные поступления | 7893745,5 | 100,0 | 12582406,3 | 100,0 | 159,4 |
в том числе из федерального бюджета: | 7578093,8 | 96,0 | 12155499,9 | 96,6 | 160,4 |
дотации | 1145464,8 | 14,5 | 1448166,4 | 11,5 | 126,4 |
субсидии | 2764531,4 | 35,0 | 3945712,8 | 31,4 | 142,7 |
субвенции | 3271257,6 | 41,4 | 6084466,9 | 48,4 | 186,0 |
иные межбюджетные трансферты | 396840,0 | 5,0 | 677153,8 | 5,4 | 170,6 |
В структуре безвозмездных поступлений основной удельный вес занимают средства из федерального бюджета и составляют к 2028 году 96,6% от общей суммы безвозмездных поступлений. Кроме того, ожидаются поступления из бюджета Санкт-Петербурга и Пенсионного фонда Российской Федерации.
В 2028 году наблюдается увеличение доли субвенций до 48,4%. Увеличение их объема прогнозируется с темпами, соответствующими динамике потребительских цен. Рост к 2028 году составит 186,0%.
Удельный вес субсидий в общем объеме безвозмездных поступлений уменьшится с 2017 года к 2028 году на 3,6%, дотаций – на 3,0%, иных межбюджетных трансфертов увеличится на 0,4%. При формировании Бюджетного прогноза темпы роста объемов поступлений дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, начиная с 2023 года, рассчитаны без учета индексации.
2. Структура и динамика расходной части областного бюджета Ленинградской области за период 2017 – 2028 годов характеризуется следующими показателями:
(тыс. руб.)
Показатель | 2017 год | Удельный вес в общем объеме расходов | 2028 год | Удельный вес в общем объеме расходов | Динамика за период 2017 – 2028 годов |
Расходы | 113159528,8 | 100,0 | 212433086,1 | 100,0 | 187,7 |
1. Межбюджетные трансферты | 44468399,3 | 39,3 | 80989306,7 | 38,1 | 182,1 |
2. Расходы без учета межбюджетных трансфертов | 68691129,5 | 60,7 | 131443779,4 | 61,9 | 191,4 |
В долгосрочной перспективе существенных изменений в структуре расходов областного бюджета Ленинградской области не ожидается: расходы без учета межбюджетных трансфертов составят от 60,7% в общем объеме расходов в 2017 году до 61,9% в 2028 году, а доля межбюджетных трансфертов – от 39,9% до 38,1%.
Рост расходов областного бюджета Ленинградской области за период 2017 – 2028 годы с учетом макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Ленинградской области составит 187,7%. Долгосрочный прогноз областного бюджета Ленинградской
области расходной части рассчитан исходя из:
индекса потребительских цен;
прироста численности обучающихся (в отношении расходов на дошкольное и общее образование);
увеличения расходов инвестиционного характера к 2028 году до 15,0% от общего объема расходов областного бюджета Ленинградской области;
уровня безвозмездных поступлений.
3. По итогам исполнения областного бюджета Ленинградской области за 2017 год дефицит составил 7 960 823,3 тыс. рублей или 8,2% от общего объема доходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) и профинансирован за счет остатков денежных средств, сложившихся на счетах по учету средств бюджетов. В 2018 и 2019 годах областной бюджет Ленинградской области исполнен с профицитом 13 205 537,1 тыс. рублей и 645 307,4 тыс. рублей соответственно.
Начиная с 2020 года, исполнение областного бюджета Ленинградской области прогнозируется с дефицитом, который в этот период будет снижаться с 6,0% от общего объема доходов областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в 2020 году до 1,0% - в 2028 году. Источниками финансирования дефицита областного бюджета Ленинградской области в 2020 – 2023 годах будут являться остатки средств на счетах по учету средств бюджетов, начиная с 2024 года, – привлечение кредитов коммерческих организаций и государственные ценные бумаги Ленинградской области. К 2028 году в общем объеме государственного долга Ленинградской области основную долю будут занимать государственные ценные бумаги Ленинградской области, что составит в общем объеме государственного долга Ленинградской области 73,4%.
Основные параметры консолидированного бюджета Ленинградской области на период до 2028 года представлены в приложении 2 к Бюджетному прогнозу.
1. Структура и динамика доходной части консолидированного бюджета Ленинградской области за период 2017 – 2028 годов характеризуется следующими показателями:
(тыс. руб.)
Показатель | 2017 год | Удельный вес в общем объеме доходов | 2028 год | Удельный вес в общем объеме доходов | Динамика за период 2017 – 2028 годов |
Доходы | 133890634,9 | 100,0 | 259094837,3 | 100,0 | 193,5 |
1. Налоговые и неналоговые доходы | 126236537,3 | 94,3 | 246512431,0 | 95,1 | 195,3 |
1.1. Налоговые доходы | 115476152,3 | 86,3 | 239586763,8 | 92,5 | 207,5 |
1.2. Неналоговые доходы | 10760385,0 | 8,0 | 6925667,2 | 2,7 | 64,4 |
2. Безвозмездные поступления | 7654097,6 | 5,7 | 12582406,3 | 4,9 | 164,4 |
В структуре доходной части консолидированного бюджета Ленинградской области в период 2017 – 2028 годов основной удельный вес (от 94,3% до 95,1%) занимают собственные (налоговые и неналоговые) доходы.
Доля безвозмездных поступлений в общем объеме доходов снизится с 5,7% в 2017 году до 4,9% в 2028 году.
Структура и динамика собственных доходов консолидированного бюджета Ленинградской области за период 2017 – 2028 годов характеризуется следующими показателями:
(тыс. руб.)
Показатель | 2017 год | Удельный вес в общем объеме налоговых и неналоговых доходов | 2028 год | Удельный вес в общем объеме налоговых и неналоговых доходов | Динамика за период 2017 – 2028 годов |
Налоговые и неналоговые доходы | 126236537,3 | 100,0 | 246512431,0 | 100,0 | 195,3 |
Налоговые доходы | 115476152,3 | 91,5 | 239586763,8 | 97,2 | 207,5 |
в том числе: | |||||
налог на прибыль организаций | 41702695,7 | 33,0 | 84826469,7 | 34,4 | 203,4 |
налог на доходы физических лиц | 38511279,3 | 30,5 | 81220288,0 | 33,0 | 210,9 |
налог на имущество организаций | 16161255,7 | 12,8 | 39845377,2 | 16,2 | 246,6 |
акцизы | 7819985,6 | 6,2 | 15922420,2 | 6,5 | 203,6 |
земельный налог | 4269978,0 | 3,4 | 6386031,3 | 2,6 | 149,5 |
неналоговые доходы | 10760385,0 | 8,5 | 6925667,2 | 2,8 | 64,4 |
В структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ленинградской области основной удельный вес в долгосрочной перспективе будут занимать налоговые доходы, их удельный вес к 2028 году составит 97,2%.
Основными налоговыми доходными источниками консолидированного бюджета Ленинградской области по-прежнему останутся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы и земельный налог. Удельный вес перечисленных налогов составит к 2028 году 95,2% от общего объема налоговых доходов консолидированного бюджета Ленинградской области.
Рост поступлений по налоговым доходам за период 2017 – 2028 годы с учетом утвержденных макроэкономических показателей по прогнозу социально-экономического развития Ленинградской области составит 207,5%.
Достижение прогнозируемых показателей темпа роста фонда заработной платы может позволить к 2028 году увеличить значимость налога на доходы физических лиц в структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ленинградской области.
Отмечается существенный рост прогнозируемых поступлений по налогу на имущество организаций к 2028 году, что является результатом проводимой политики по поддержке и развитию инвестиционной деятельности в регионе.
В структуре неналоговых доходов консолидированного бюджета Ленинградской области основной удельный вес (около 80,0%) занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи указанного имущества, платежи при пользовании природными ресурсами, а также доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства.
В долгосрочном периоде ожидается тенденция к снижению неналоговых доходов до 2,8%, в том числе доходов от использования государственного и муниципального имущества (за счет выкупа в собственность земельных участков и, соответственно, снижения объемов арендной платы в связи с переходом собственников на уплату земельного налога, а также доходов от размещения временно свободных средств бюджета на банковских депозитах).
Кроме того, не ожидается роста доходов бюджета от продажи государственного и муниципального имущества.
С учетом изложенных факторов снижение поступлений по неналоговым доходам консолидированного бюджета Ленинградской области ожидается к 2028 году в размере 35,6%.
2. Рост расходов консолидированного бюджета Ленинградской области за период 2017 – 2028 годы с учетом макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочный период составит 183,5%. Общий объем расходов увеличится с 142 545 927,4 тыс. руб. в 2017 году до 261 609 264,1 тыс. руб. в 2028 году.
Динамика расходов консолидированного бюджета Ленинградской области будет повторять динамику объема расходов областного бюджета Ленинградской области, доля которого в расходах консолидированного бюджета Ленинградской области в 2017 – 2028 годах будет стабильно держаться в диапазоне 79,4 – 81,2%.
3. Консолидированный бюджет Ленинградской области за 2017 год исполнен с дефицитом, который составил 6,9% от общего объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. По итогам 2018 и 2019 годов консолидированный бюджет Ленинградской области исполнен с профицитом.
Начиная с 2020 года, исполнение консолидированного бюджета Ленинградской области планируется с дефицитом в размере 6,2% от общего объема доходов консолидированного бюджета Ленинградской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений в 2020 году до 1,0% к 2028 году. Структура источников финансирования дефицита консолидированного бюджета Ленинградской области будет повторять структуру источников финансирования дефицита областного бюджета Ленинградской области.
3. Прогноз основных характеристик консолидированного и областного бюджетов Ленинградской области на период до 2028 года
Прогноз основных характеристик областного бюджета Ленинградской области на период до 2028 года представлен в приложении 3 к Бюджетному прогнозу.
В соответствии с Бюджетным прогнозом ожидается увеличение доходов областного бюджета Ленинградской области к 2028 году по сравнению с 2017 годом на 105,2 млрд. руб.
При этом в прогнозируемом периоде наблюдается тенденция к снижению удельного веса доходов в объеме ВРП – с 10,7% в 2017 году до 10,1% в 2028 году.
Расходы областного бюджета Ленинградской области увеличатся к 2028 году на 99,2 млрд. руб. по сравнению с 2017 годом, при этом их удельный вес в объеме ВРП уменьшится с 11,5% в 2017 году до 10,2% в 2028 году.
К 2028 году прогнозируется дефицит областного бюджета Ленинградской области в сумме 2,0 млрд. рублей, при этом удельный вес в объеме ВРП уменьшится с 0,8% в 2017 году до 0,1% в 2028 году.
Прогнозируется увеличение государственного долга Ленинградской области к 2028 году по сравнению с 2017 годом на 12,3 млрд. рублей и составит в 2028 году 16,2 млрд. рублей. Удельный вес в объеме ВРП увеличится с 0,4% в 2017 году до 0,8% в 2028 году.
При этом объем государственного долга Ленинградской области останется на экономически безопасном уровне и составит 8,2% от суммы планируемых доходов без учета безвозмездных поступлений, годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Ленинградской области составит 2,2% от планируемых доходов на 2028 год.
Увеличение объема государственного долга Ленинградской области и сумм, направляемых на его погашение и обслуживание, не повлечет за собой ухудшение долговой устойчивости региона. В соответствии с оценкой, проведенной Министерством финансов Российской Федерации, Ленинградская область отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Ленинградской области на период до 2028 года представлен в приложении 4 к Бюджетному прогнозу.
В соответствии с Бюджетным прогнозом ожидается увеличение доходов консолидированного бюджета Ленинградской области к 2028 году по сравнению с 2017 годом на 125,2 млрд. руб.
Удельный вес доходов в объеме ВРП снизится с 13,6% в 2017 году до 12,5% в 2028 году.
Рост расходов консолидированного бюджета Ленинградской области в 2028 году по сравнению с 2017 годом составит 119,1 млрд. рублей, при этом прогнозируется уменьшение их удельного веса в объеме ВРП с 14,5% в 2017 году до 12,6% в 2028 году.
К 2028 году прогнозируется дефицит консолидированного бюджета Ленинградской области в сумме 2,5 млрд. руб., при этом удельный вес в объеме ВРП уменьшится с 0,9% в 2017 году до 0,1% в 2028 году.
Прогнозируется увеличение государственного и муниципального долга Ленинградской области к 2028 году по сравнению с 2017 годом на 13,6 млрд. рублей и составит в 2028 году 18,7 млрд. рублей. Удельный вес в объеме ВРП увеличится с 0,5% в 2017 году до 0,9% в 2028 году.
4. Показатели финансового обеспечения государственных программ Ленинградской области на период до 2028 года
Показатели финансового обеспечения государственных программ Ленинградской области на период до 2028 года представлены в приложении 5 к Бюджетному прогнозу.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов областного бюджета Ленинградской области в рамках государственных программ Ленинградской области на 2017 год составили 106 100 321,0 тыс. руб. (или 93,8% от общего объема запланированных расходов), на непрограммные расходы – 7 059 207,8 тыс. руб. (или 6,2% от общего объема запланированных расходов).
В Ленинградской области реализуется восемнадцать государственных программ, из которых:
1. По шестнадцати государственным программам Ленинградской области срок реализации подходит к концу в 2024 году:
"Комплексное развитие сельских территорий Ленинградской области" (расходы составят 260,5% от уровня 2020 года – года начала реализации государственной программы);
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Ленинградской области" (расходы составят 153,6% от уровня 2020 года – года начала реализации государственной программы);
"Содействие занятости населения Ленинградской области" (расходы составят 115,6% от уровня 2017 года);
"Развитие здравоохранения в Ленинградской области" (расходы составят 102,9% от уровня 2017 года);
"Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области" (расходы составят 112,4% от уровня 2017 года);
"Развитие физической культуры и спорта в Ленинградской области" (расходы составят 143,0% от уровня 2017 года);
"Развитие культуры в Ленинградской области" (расходы составят 156,0% от уровня 2017 года);
"Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области" (расходы составят 218,7% от уровня 2017 года);
"Безопасность Ленинградской области" (расходы составят 129,0% от уровня 2017 года);
"Охрана окружающей среды Ленинградской области" (расходы составят 95,3% от уровня 2017 года);
"Цифровое развитие Ленинградской области" (расходы составят 234,3% от уровня 2017 года);
"Стимулирование экономической активности Ленинградской области" (расходы составят 48,0% от уровня 2017 года);
"Развитие транспортной системы Ленинградской области" (расходы составят 93,6% от уровня 2017 года);
"Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" (расходы составят 69,7% от уровня 2017 года);
"Управление государственными финансами и государственным долгом Ленинградской области" (расходы составят 154,9% от уровня 2017 года);
"Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области" (расходы составят 173,3% от уровня 2017 года).
2. По государственной программе Ленинградской области "Современное образование в Ленинградской области" срок реализации подходит к концу в 2025 году.
3. По государственной программе Ленинградской области "Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области" срок реализации подходит к концу в 2029 году.
Начиная с 2025 года, в целях выполнения условий концессионных соглашений в данной государственной программе утверждены расходы на реализацию только одного мероприятия по развитию и восстановлению объектов тепло- и электроснабжения муниципальных образований.
Основные объемы программных расходов запланированы на период до 2022 года, что говорит об ограниченности существующего горизонта планирования. Уровень программных расходов в структуре областного бюджета Ленинградской области на протяжении всего прогнозируемого периода планируется сохранить в размере не ниже 93,0% от общего объема расходов областного бюджета Ленинградской области.