Постановление Правительства Ленинградской области от 15.02.2024 N 106 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 18 августа 2023 года N 570 "Об утверждении Модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой в Ленинградской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2024 года N 106
О внесении изменений в постановление Правительства
Ленинградской области от 18 августа 2023 года N 570
"Об утверждении Модели системы долговременного ухода
за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе,
реализуемой в Ленинградской области"
В целях реализации пункта 1.1 Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации на территории Ленинградской области в 2024 году пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденного распоряжением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2023 года N 957-р, и регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" Правительство Ленинградской области постановляет:
1. Внести в Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой в Ленинградской области, утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 18 августа 2023 года N 570, изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам.
3. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Губернатор Ленинградской области |
А.Дрозденко |
Приложение
к постановлению Правительства
Ленинградской области
от 15 февраля 2024 года N 106
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Модель системы долговременного ухода
за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой в Ленинградской области, утвержденную постановлением Правительства Ленинградской области от 18 августа 2023 года N 570
1. Пункт 3 раздела I (Основные положения) изложить в следующей редакции:
"3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий – участники специальной военной операции.".
2. Подпункт 5 пункта 7 раздела II (Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода) изложить в следующей редакции:
"5) организация оказания содействия гражданам, осуществляющим уход;".
3. Подпункт 2 пункта 51 раздела VIII (Социальный пакет долговременного ухода) изложить в следующей редакции:
"2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу. Рекомендации по организации обучения по профессиональной программе "Помощник по уходу" предусмотрены приложением 14 к Модели;".
4. В разделе XIV (Кадровое обеспечение системы долговременного ухода):
в пункте 82 слова "(эксперт по оценке нуждаемости, социальный координатор и другие специалисты)" заменить словами "(эксперты по оценке нуждаемости, работники регионального или территориальных координационных центров)";
в пункте 83 слова "социальных координаторов" заменить словами "работников регионального или территориальных координационных центров";
пункт 85 изложить в следующей редакции:
"85. Работник регионального или территориального координационного центра организует и обеспечивает взаимодействие работников поставщиков социальных услуг, медицинских и иных организаций с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.";
в пункте 86 слова "Социальный координатор" заменить словами "Работник регионального или территориального координационного центра";
пункт 87 изложить в следующей редакции:
"87. Деятельность работника территориального координационного центра осуществляется во взаимодействии с работником регионального координационного центра и организатором ухода.".
5. В подпункте 6 пункта 15 приложения 8 к Модели (Порядок предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому) слова "социального координатора," заменить словами "работников территориального и регионального координационного центра,";
6. В приложении 10 к Модели (Дополнение к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ):
пункт 4.3 исключить;
пункты 4.4 – 8 считать соответственно пунктами 4.3 – 7.
7. В пункте 4 приложения 11 к Модели (Положение о региональном координационном центре) слова "социальными координаторами," исключить.
7. В приложении 12 к Модели (Положение о территориальных координационных центрах):
в подпункте 2 пункта 5 слова "социальными координаторами" заменить словами "работниками территориального координационного центра";
в подпункте 2 пункта 19 слова "социальные координаторы," заменить словом "работники";
8. Приложение к Положению о пункте проката технических средств реабилитации (приложение 13 к Модели) изложить в следующей редакции:
"Приложение
к Положению …
Рекомендуемый перечень технических средств реабилитации
N п/п | Наименование |
|
1 | 2 |
|
1 | Кровать функциональная |
|
2 | Боковое ограждение для кровати (совместимое с кроватью) |
|
3 | Противопролежневый матрац трубчатый, в том числе гелевый |
|
4 | Противопролежневый матрац ячеистый, в том числе гелевый |
|
5 | Противопролежневая подушка для сидения |
|
6 | Подушка для позиционирования/валик |
|
7 | Лестница для подъема больного с жесткими перекладинами, 4-х ступенчатая |
|
8 | Диск поворотный для пересаживания |
|
9 | Опора под спину/опора для сиденья |
|
10 | Скользящая простынь/скользящий рукав |
|
11 | Скользящая доска для пересаживания |
|
12 | Прикроватный столик |
|
13 | Поручень прикроватный |
|
14 | Пояс вспомогательный для перемещения/пояс-ремень |
|
15 | Ходунки-опоры/ходунки-шагающие |
|
16 | Поднос с фиксатором для установки на ходунки (совместимый с ходунками) |
|
17 | Трость опорная/трость многоопорная |
|
18 | Костыли подмышечные с устройством противоскольжения |
|
19 | Костыли с опорой под локоть с устройством противоскольжения |
|
20 | Кресло-коляска с ручным приводом комнатная |
|
21 | Кресло-коляска с ручным приводом прогулочная |
|
22 | Кресло-коляска с ручным приводом для лиц с большим весом комнатная |
|
23 | Кресло-стул с санитарным оснащением/кресло-туалет |
|
24 | Насадка на унитаз с поручнем |
|
25 | Опора для туалета/поручень для туалета |
|
26 | Ступеньки с поручнем/ступеньки без поручня |
|
27 | Сиденье для ванной/сиденье для ванной поворотное |
|
28 | Стул/табурет для мытья в ванне (душе) |
|
29 | Ванна-простыня для мытья в постели |
|
30 | Ванна для мытья в постели каркасная |
|
31 | Ванна для мытья в постели надувная |
|
32 | Ванночка для мытья головы/ванночка для мытья головы надувная |
|
33 | Прикроватный подъемник | ". |
10. Дополнить приложением 14 следующего содержания:
"Приложение 14
к Модели …
Рекомендации по организации
обучения по профессиональной программе "Помощник по уходу"
1. Настоящие рекомендации устанавливают подходы к организации обучения по профессиональной программе подготовки (переподготовки) или повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих "Помощник по уходу" (далее – профессиональная программа) лиц, изъявивших желание пройти профессиональное обучение или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу.
2. Профессиональная программа реализуется на базе образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, имеющих кафедру сестринского дела (далее – образовательная организация).
3. Обучение по профессиональной программе осуществляется в учебных аудиториях, оснащенных учебными тренажерами, симуляционным оборудованием, техническими средствами реабилитации, гигиеническими средствами ухода, наглядными пособиями (далее – учебные аудитории).
4. Лица, изъявившие желание пройти профессиональное обучение или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу (далее – потенциальные работники), проходят обязательное психологическое тестирование (далее – тестирование) на предмет отсеивания тех, кто не пригоден для выполнения такой деятельности.
5. К обучению допускаются потенциальные работники, успешно прошедшие тестирование, обладающие следующими личными и профессиональными качествами:
1) стрессоустойчивость;
2) человеколюбие и эмпатия;
3) тактичность и умение хранить тайну;
4) ответственность и инициативность;
5) коммуникабельность и неконфликтность.
6. Материалы к тестированию разрабатываются образовательной организацией по согласованию с комитетом по социальной защите населения Ленинградской области.
7. Тестирование проводится территориальным координационным центром на своей базе или на базе поставщика социальных услуг, исходя из территориальной доступности для потенциальных работников.
8. Заполненные тестовые материалы территориальным координационным центром передаются для обработки в образовательную организацию, которая информирует потенциального работника о результатах тестирования в срок не позднее трех дней до начала обучения по профессиональной программе.
9. После успешного прохождения тестирования потенциальный работник направляется для заключения ученического договора к поставщику социальных услуг, который заключил договор с образовательной организацией, реализующей профессиональную программу.
10. Ученический договор между поставщиком социальных услуг и потенциальным работником заключается на срок освоения профессиональной программы в соответствии со статьями 198 – 208 Трудового кодекса Российской Федерации.
11. Ученический договор действует со дня, указанного в договоре, в течение срока, предусмотренного договором. Действие ученического договора продлевается на время болезни потенциального работника, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
12. Трудовой договор заключается поставщиком социальных услуг с потенциальным работником, успешно завершившим обучение по профессиональной программе.
13. Общие подходы к формированию и реализации профессиональной программы:
1) реализация профессиональной программы осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса, учебно-тематическим планом (рабочей программы), расписанием учебных занятий;
2) общее количество часов, необходимых для освоения профессиональной программы, составляет не менее 35 часов, включая 10 часов теории и 25 часов практики (при условии 1 час равен 45 минутам);
3) результатом освоения профессиональной программы является итоговая аттестация, которая проводится в форме квалификационного экзамена;
4) количество часов, необходимых для проведения квалификационного экзамена, определяется из расчета 15 минут на 1 человека;
5) срок реализации образовательной программы составляет 5 дней;
6) форма обучения – очная;
7) виды учебных занятий – лекции, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и использованием видеоматериалов, практические занятия в учебных аудиториях, а также консультации и тренинги;
8) учебные занятия проводятся в группах наполняемостью 10 – 20 человек;
9) потенциальный работник, прошедший обучение, готов к выполнению трудовых функций (далее – ТФ), соответствующих виду профессиональной деятельности (далее – ВД):
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ВД 1 | Предоставление услуг по уходу за лицами, нуждающимися в уходе |
ТФ 1.1 | Приготовление пищи, подготовка пищи к приему, кормление лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при приготовлении пищи, при подготовке пищи к приему, при приеме пищи) |
ТФ 1.2 | Оказание гигиенических услуг лицам, нуждающимся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при оказании гигиенических услуг) |
ТФ 1.3 | Поддержание мобильности лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при позиционировании, пересаживании, перемещении) |
ТФ 1.4 | Наблюдение за состоянием здоровья лиц, нуждающихся в уходе |
ТФ 1.5 | Поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе |
14. Общие подходы к формированию графика учебного процесса:
Период обучения | Компонент программы |
1 | 2 |
Первый день | Очно, 7 часов Понятие и содержание ухода. Стандарты социальных услуг по уходу. Документация и отчетность помощника по уходу – 1 час; Инфекционная безопасность и санитарные нормы и правила – 1 час; Способы профилактики эмоционального выгорания – 1 час; Принципы правильного питания, правила питьевого режима – 1 час; Продукты и блюда, разрешенные для питания лицам, нуждающимся в уходе, сроки и условия хранения скоропортящихся продуктов питания. Приготовление (помощь) в приготовлении – 2 часа; Способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, – 1 час |
Второй день | Очно, 7 часов Способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, помощь при приеме пищи и соблюдении питьевого режима в соответствии с медицинскими рекомендациями. Соблюдение гигиены питания лиц, нуждающихся в уходе, – 2 часа; Особенности гигиенического ухода за различными категориями лиц, нуждающихся в уходе, в повседневной деятельности, в том числе с использованием технических средств реабилитации – 1 час; Правила поддержания личной гигиены, проведение гигиенических процедур лицам, нуждающимся в уходе, – 3 часа; Способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях – 1 час |
Третий день | Очно, 8 часов Способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях. Помощь при пользовании туалетом и (или) иными приспособлениями. Подача судна, урологической утки, уход за стомами, катетерами, замена калоприемника, мочеприемника, замена расходных материалов, смена абсорбирующего белья, включая гигиеническую обработку, – 2 часа; Риски падения, бытовой травмы и возникновения пролежней, контрактур, тромбозов, застойных явлений и др., правила, способы и средства адаптации среды жизнедеятельности для лиц, нуждающихся в уходе, – 3 часа; Технические средства реабилитации, вспомогательные средства и приспособления для передвижения лиц, нуждающихся в уходе, – 1 час; Способы построения безопасных маршрутов для передвижения лица, нуждающегося в уходе, – 2 часа |
Четвертый день | Очно, 8 часов Эргономичные методы, приемы и средства при позиционировании и перемещении малоподвижных (обездвиженных) лиц, нуждающихся в уходе. Оказание помощи при передвижении и изменении положения тела, пересаживание – 3 часа; Правила и порядок действий при оказании первой помощи. Случаи и порядок вызовов служб экстренной и неотложной помощи – 3 часа; Основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья. Понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека – 1 час; Режим приема лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими рекомендациями и инструкцией по применению и способы их хранения – 1 час |
Пятый день | Очно, 5 часов Способы измерения основных показателей жизнедеятельности человека. Ведение дневников наблюдения за состоянием здоровья лица, нуждающегося в уходе, – 2 часа; Поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе, – 3 часа; Квалификационный экзамен |
15. Общие подходы к формированию учебно-тематического плана (рабочей программы):
N | Наименование тем и их содержание | Количество часов |
| |||
всего | из них |
| ||||
лекции | практические занятия |
| ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| |
1 | Общие понятия | 3 | 3 |
|
| |
1.1 | Понятие и содержание ухода. Стандарты социальных услуг по уходу. Документация и отчетность помощника по уходу | 1 | 1 |
|
| |
1.2 | Инфекционная безопасность и санитарные нормы и правила (асептика и антисептика, пути передачи инфекции, использование СИЗ и личная гигиена) | 1 | 1 |
|
| |
1.3 | Способы профилактики эмоционального выгорания | 1 | 1 |
|
| |
2 | Приготовление пищи, подготовка пищи к приему, кормление лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при приготовлении пищи, при подготовке пищи к приему, при приеме пищи) | 6 | 1 | 5 |
| |
2.1 | Принципы правильного питания, правила питьевого режима | 1 | 1 |
|
| |
2.2 | Продукты и блюда, разрешенные для питания лицам, нуждающимся в уходе, сроки и условия хранения скоропортящихся продуктов питания. Приготовление (помощь) в приготовлении | 2 |
| 2 |
| |
2.3 | Способы кормления лиц, нуждающихся в уходе, помощь при приеме пищи и соблюдении питьевого режима в соответствии с медицинскими рекомендациями. Соблюдение гигиены питания лиц, нуждающихся в уходе | 3 |
| 3 |
| |
3 | Оказание гигиенических услуг лицам, нуждающимся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при оказании гигиенических услуг) | 7 | 1 | 6 |
| |
3.1 | Особенности гигиенического ухода за различными категориями лиц, нуждающихся в уходе, в повседневной деятельности, в том числе с использованием технических средств реабилитации | 1 | 1 |
|
| |
3.2 | Правила поддержания личной гигиены, проведение гигиенических процедур лицам, нуждающимся в уходе (умывание, бритье, купание, гигиеническое обтирание, подмывание, гигиеническая обработка ногтей на руках и ногах, гигиеническая стрижка, смена нательного белья, одевание, смена постельного белья), в том числе с использованием технических средств реабилитации | 3 |
| 3 |
| |
3.3 | Способы проведения гигиенических процедур при физиологических отправлениях. Помощь при пользовании туалетом и (или) иными приспособлениями. Подача судна, урологической утки, уход за стомами, катетерами, замена калоприемника, мочеприемника, замена расходных материалов, смена абсорбирующего белья, включая гигиеническую обработку | 3 |
| 3 |
| |
4 | Поддержание мобильности лиц, нуждающихся в уходе (помощь лицам, нуждающимся в уходе, при позиционировании, пересаживании, перемещении) | 9 | 2 | 7 |
| |
4.1 | Риски падения, бытовой травмы и возникновения пролежней, контрактур, тромбозов, застойных явлений и др., правила, способы и средства адаптации среды жизнедеятельности для лиц, нуждающихся в уходе | 3 | 1 | 2 |
| |
4.2 | Технические средства реабилитации, вспомогательные средства и приспособления для передвижения лиц, нуждающихся в уходе | 1 | 1 |
|
| |
4.3 | Способы построения безопасных маршрутов для передвижения лица, нуждающегося в уходе | 2 |
| 2 |
| |
4.4 | Эргономичные методы, приемы и средства при позиционировании и перемещении малоподвижных (обездвиженных) лиц, нуждающихся в уходе. Оказание помощи при передвижении и изменении положения тела, пересаживание | 3 |
| 3 |
| |
5 | Наблюдение за состоянием здоровья лиц, нуждающихся в уходе | 7 | 1 | 6 |
| |
5.1 | Правила и порядок действий при оказании первой помощи. Случаи и порядок вызовов служб экстренной и неотложной помощи | 3 | 1 | 2 |
| |
5.2 | Основы здорового образа жизни, факторы, способствующие сохранению здоровья. Понятие о двигательных режимах, режимах питания, сна, отдыха здорового и больного человека (в том числе поддержанию посильной социальной активности, посильной бытовой активности, когнитивных функций, посильной физической активности) | 1 |
| 1 |
| |
5.3 | Режим приема лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими рекомендациями и инструкцией по применению и способы их хранения | 1 |
| 1 |
| |
5.4 | Способы измерения основных показателей жизнедеятельности человека (измерение температуры тела, артериального давления, пульса, сатурации в соответствии с медицинскими назначениями), наблюдения за состоянием здоровья. Ведение дневников наблюдения за состоянием здоровья лица, нуждающегося в уходе | 2 |
| 2 |
| |
6 | Поддержание социального функционирования лиц, нуждающихся в уходе | 3 | 2 | 1 |
| |
6.1 | Современные информационные технологии и устройства. Цифровые способы коммуникации. Альтернативные средства коммуникации. Способы коммуникации с лицами, имеющими нарушение слуха, зрения, когнитивных функций. Способы мотивирования к социальной, физической активности. Способы поддержания физической активности. Способы когнитивной стимуляции | 2 | 1 | 1 |
| |
6.2 | Общее представление о снижении когнитивных функций признаки и степени когнитивных нарушений. Особенности и психология общения с лицами, живущими с деменцией, и организация ухода за такими людьми | 1 | 1 |
|
| |
Итого | 35 | 10 | 25 |
| ||
Квалификационный экзамен | 15 минут на 1 человека | ". | ||||