Постановление Правительства Ленинградской области от 26.09.2024 N 668 "О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 4 декабря 2017 года N 525 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2024 года N 668
О внесении изменений в постановление Правительства
Ленинградской области от 4 декабря 2017 года N 525
"Об утверждении местных нормативов
градостроительного проектирования"
Правительство Ленинградской области постановляет:
Внести в местные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области от 4 декабря 2017 года N 525, изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Ленинградской области |
А.Дрозденко |
Приложение
к постановлению Правительства
Ленинградской области
от 26 сентября 2024 года N 668
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в местные нормативы градостроительного проектирования, утвержденные постановлением Правительства Ленинградской области от 4 декабря 2017 года N 525
1. Пункт 2.1.19 изложить в следующей редакции:
"2.1.19. Минимально допустимый уровень обеспеченности населения муниципальных образований Ленинградской области спортивными сооружениями (объектами физкультуры и спорта), максимально допустимый уровень доступности этих сооружений
Физкультурно-спортивные сооружения | |||||
Наименование объекта | Минимально допустимый уровень обеспеченности | Максимально допустимый уровень территориальной доступности | |||
Значение показателя | Единица измерения | Значение показателя | Единица измерения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Для муниципальных районов, городских и муниципальных округов | |||||
Спортивные сооружения, предназначенные для организации и проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий | 1 | объект | Не устанавливается | ||
Детско-юношеская спортивная школа | 1 | объект | Не устанавливается | ||
Для населенных пунктов в составе городских и сельских поселений муниципальных районов, городских или муниципальных округов в зависимости от численности населения в соответствии с документами территориального планирования на расчетный срок | |||||
I. Для городских населенных пунктов численностью населения на расчетный срок свыше 30 тыс. человек | |||||
универсальные игровые спортивные площадки (25 х 15 м) | 1250 | кв. м на 1000 жителей | 1500 | м | |
малые спортивные площадки с возможностью выполнения нормативов комплекса ГТО и (или) для занятий воздушной силовой атлетикой – воркаут (8 х 5 м) | |||||
физкультурно-оздоровительные комплексы открытого типа | |||||
спортивные залы, в том числе в образовательных учреждениях, расположенных в данном населенном пункте (универсальный игровой зал с площадками для мини-футбола – 42 х 25 м и для баскетбола/ волейбола 28 х 15 м) | 220 | кв. м на 1000 жителей | 1500 | м | |
универсальный игровой зал (42 х 24 м) | |||||
тренажерный зал (10 х 10 м) | |||||
крытый плавательный бассейн, в том числе в виде многофункционального спортивного сооружения, включающего бассейн (плавательный бассейн – с ванной не менее 25 м и 6 дорожками, зал для сухого плавания – 24 х 12 м) | 17 – 20 | кв. м зеркала воды на 1000 жителей | 30 | минут | |
стадион | 1 | количество на населенный пункт | 30 | минут | |
детско-юношеская спортивная школа | 1 | количество на населенный пункт | Не устанавливается | ||
объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом | не более 20 | проц. от территорий городской и рекреационной инфраструктуры | 1000 | м | |
II. Для городских и сельских населенных пунктов численностью населения на расчетный срок от 5 до 30 тыс. человек | |||||
универсальные игровые спортивные площадки (25 х 15 м) | 1250 | кв. м на 1000 жителей | 1500 | м | |
малые спортивные площадки с возможностью выполнения нормативов комплекса ГТО и (или) для занятий воздушной силовой атлетикой – воркаут (8 х 5 м) | |||||
физкультурно-оздоровительные комплексы открытого типа | |||||
спортивные залы, в том числе в образовательных учреждениях, расположенных в данном населенном пункте (универсальный игровой зал с площадками для мини-футбола – 42 х 25 м и для баскетбола/волейбола 28 Ч 15 м) | 220 | кв. м на 1000 жителей | 1500 | м | |
крытый плавательный бассейн (с ванной не менее 25 м и 6 дорожками) | 17 – 20 | кв. м зеркала воды на 1000 жителей | 30 | минут | |
стадион | 1 | количество на населенный пункт с населением выше 20 тыс. человек на расчетный срок | 30 | минут | |
объекты городской и рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом | не более 20 | проц. от территорий городской и рекреационной инфраструктуры | 1000 | м | |
III. Для городских и сельских населенных пунктов численностью населения на расчетный срок от 0,5 до 5 тыс. человек | |||||
универсальные игровые спортивные площадки (25 х 15 м) | 1250 | кв. м на 1000 жителей | 1500 | м | |
малые спортивные площадки с возможностью выполнения нормативов комплекса ГТО и (или) для занятий воздушной силовой атлетикой – воркаут (8 х 5 м) | |||||
физкультурно-оздоровительные комплексы открытого типа | |||||
спортивные залы, в том числе в образовательных учреждениях, расположенных в данном населенном пункте (универсальный игровой зал с площадками для мини-футбола – 42 х 25 м и для баскетбола/волейбола 28 х 15 м) | 220 | кв. м на 1000 жителей | 1500 | м | |
объекты рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом | не более 20 | проц. от территорий городской и рекреационной инфраструктуры | 1500 | м | |
IV. Для сельских населенных пунктов численностью населения на расчетный срок от 0,05 до 0,5 тыс. человек | |||||
универсальные игровые спортивные площадки (25 х 15 м) | 1250 | кв. м на 1000 жителей | 1500 | м | |
малые спортивные площадки, в том числе для занятий воздушной силовой атлетикой – воркаут (8 х 5 м) | |||||
спортивные залы, в том числе в образовательных учреждениях, расположенных в данном населенном пункте | 220 | кв. м на 1000 жителей | 1500 | м | |
объекты рекреационной инфраструктуры, приспособленные для занятий физической культурой и спортом | не более 20 | проц. от территорий городской и рекреационной инфраструктуры | 1500 | м | |
Примечания.
1. В соответствии с областным законом от 14 декабря 2011 года N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области" к объектам местного значения муниципального района, подлежащим отображению в схеме территориального планирования муниципального района, относятся объекты в области физической культуры и массового спорта: физкультурно-спортивные сооружения, обеспечивающие проведение официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района (бассейны, стадионы, плоскостные спортивные сооружения, спортивные залы, крытые спортивные объекты с искусственным льдом, манежи и др.). Указанный спортивный объект может быть комплексным и содержать все перечисленные объекты или состоять из нескольких отдельно стоящих объектов. Органом местного самоуправления может быть принято решение о необходимости размещения дополнительных объектов физической культуры и спорта. Наполняемость объекта рассчитывается исходя из фактической потребности населения с учетом существующих и планируемых объектов регионального значения и местного значения поселения согласно действующей документации территориального планирования, а также с учетом минимальной ЕПС – 122 человека на 1000 человек.
2. Потребность населения в физкультурно-спортивных залах может быть покрыта как за счет отдельно стоящих объектов, так и объектов, расположенных при общеобразовательных организациях.
3. Физкультурно-спортивные сооружения сети общего пользования следует объединять со спортивными объектами общеобразовательных школ и других учебных заведений, учреждений отдыха и культуры с возможным сокращением территории.
4. При расчете потребности населения в плоскостных сооружениях рекомендуется учитывать плоскостные сооружения регионального значения и местного значения муниципального района (при наличии).
5. Спортивные площадки на территории массивов ИЖС делятся на спортивно-развивающие площадки (игровое и спортивное оборудование для игр и активного отдыха), тренажерные открытые площадки (стационарно закрепленные вело- и силовые тренажеры), гимнастические площадки (воркаут). Рекомендуемый минимальный набор оборудования и городской мебели: теневой навес-пергола, скамья, урна (не менее 1 урны на 2 скамьи), уличный светильник (высота не более 3 м), опора освещения (высота 9 м), универсальная игровая площадка, площадка для стритбола, площадка воркаут, площадка для игры в настольный теннис, велопарковка.
6. Нормы расчета залов необходимо принимать с учетом минимальной вместимости объектов по технологическим требованиям.
7. Комплексы физкультурно-оздоровительных площадок предусматриваются в каждом поселении.
8. Решения о видах создаваемых спортивных объектов органы местного самоуправления принимают самостоятельно, исходя из предпочтений местного населения, имеющихся финансовых ресурсов, включая внебюджетные источники финансирования, наличия предложений от субъектов предпринимательской деятельности в рамках государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства.
9. В соответствии с пунктом 8.1.5 СП 59.13330.2020 минимальная доля мест для инвалидов на трибунах спортивно-зрелищных сооружений со стационарными местами – 5%, в том числе для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, – 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м); 0,75% и 0,25% мест со свободным доступом повышенной комфортности (ширина места 0,5 м, ширина прохода между рядами не менее 0,65 м). Остальные 4% мест должны размещаться в зоне действия системы обеспечения разборчивости звуковой информации и зоны действия системы тифлокомментирования, а также по заданию на проектирование в зоне видимости "бегущей строки", телемонитора или зоны для размещения сурдопереводчика.
10. Потребность в площадях земельных участков для объектов местного значения в области физической культуры и спорта принимается в соответствии с приложением Д к СП 42.13330.2016.
11. Объекты физической культуры и спорта, предлагаемые к размещению в муниципальных районах, в соответствии с особенностями административно-территориального деления Ленинградской области учитывают положения части 26 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также части 4 статьи 4 областного закона от 14 декабря 2011 года N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области". Данные объекты необходимо предусматривать в схеме территориального планирования муниципального района, исключая дублирование в генеральном плане административного центра муниципального района.
12. Дублирование одного вида объекта физической культуры и спорта не требуется. При наличии в административном центре района, городского или муниципального округа детской спортивной школы дополнительный объект в этом же населенном пункте не требуется. При этом при наличии необходимости и возможности органом местного самоуправления может быть принято решение о размещении дополнительного объекта.".
2. Пункты 2.1.20 – 2.1.23 признать утратившими силу.
3. Часть III (Материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части местных нормативов) дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. Обоснование расчетных показателей обеспеченности населения объектами физической культуры и спорта местного значения
Физическая культура – область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Детско-юношеский спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку лиц, не достигших возраста 18 лет, посредством их участия в организованных и (или) самостоятельных занятиях, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, а также на подготовку спортивного резерва.
Массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку граждан посредством их вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом путем предоставления возможности для проведения организованных и (или) самостоятельных занятий и (или) для участия в физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях.
Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение профессиональных спортивных соревнований.
Объект спорта – объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества.
Полномочия органов местного самоуправления различного уровня (городской и муниципальный округа, муниципальные районы, поселения) в области физической культуры и спорта определены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ). Для муниципального района, городского и муниципального округов полномочия в области физической культуры и спорта включают обеспечение условий для развития на территории соответствующего муниципального образования физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий соответствующего муниципального образования. Для городского и сельского поселения полномочия в области физической культуры и спорта включают обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организацию проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения.
Спортивные сооружения для организации и проведения муниципальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в том числе физкультурно-оздоровительные комплексы, предназначены для исполнения органами местного самоуправления полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона N 131-ФЗ, в них могут включаться узконаправленные и комплексные спортивные объекты и сооружения для тренировки и подготовки профессиональных и любительских спортивных команд, популяризации среди населения спортивного образа жизни, физической культуры и спорта, на базе которых возможно проведение описанных выше мероприятий в области физической культуры и спорта.
Муниципальные детские и юношеские спортивные школы направлены на популяризацию среди детей и молодежи спортивного образа жизни, физической культуры и спорта, тренировки и подготовки муниципальных спортивных команд для участия в межмуниципальных, региональных и международных соревнованиях.
Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р (далее – Методические рекомендации N 1683-р), был установлен норматив единовременной пропускной способности (далее – ЕПС) объектов физической культуры и спорта – 190 человек на 1000 человек. Данный норматив планировалось достичь к 2015 году.
В настоящее время приказом Министерства спорта Российской Федерации от 21 марта 2018 года N 244 (далее – Приказ Минспорта России N 244) при определении нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта, кроме городов федерального значения, рекомендуется использовать усредненный норматив ЕПС (ЕПСнорм) – 122 человека на 1000 населения.
ЕПСнорм рассчитан исходя из необходимости решения первоочередной задачи – привлечение к 2030 году к систематическим (3 часа в неделю) занятиям физической культурой и спортом всего трудоспособного населения (в возрасте до 79 лет) и детей (в возрасте с 3 лет).
Методические рекомендации N 1683-р утратили силу с 14 апреля 2016 года в связи с изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года N 664-р.
На основании разницы между ЕПС, установленной утратившими силу Методическими рекомендациями N 1683-р – 190 человек на 1000 человек, и ЕПСнорм, установленной Приказом Минспорта России N 244 – 122 человека на 1000 человек, с помощью коэффициента снижения (Ксниж) предлагается снижение обеспеченности населения каждого из видов объектов физической культуры и спорта:
Ксниж: 122 / 190 = 0,64;
спортивные залы: 3,5 х 0,64 = 2,24 (с учетом округления – 2,20);
плавательные бассейны: 750 х 0,64 = 480 (с учетом округления – 500);
плоскостные сооружения: 1950 х 0,64 = 1248 (с учетом округления – 1250).
При этом для нормирования обеспечения населения минимальной площадью зеркала воды рекомендуется использовать наиболее актуальный норматив, предусмотренный СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее – СП 42.13330.2016) и составляющий 20 – 25 кв. м зеркала воды на 1 тыс. человек. С учетом того, что плавательные бассейны регионального значения предусматривают обеспечение 3 – 5 кв. м зеркала воды на 1 тыс. человек, плавательные бассейны местного значения в сумме должны покрывать потребность в 17 – 20 кв. м зеркала воды на 1 тыс. человек.
Потребность в площадях земельных участков для объектов местного значения в области физической культуры и спорта принимается в соответствии с приложением Д к СП 42.13330.2016.
Площадь земельных участков физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений следует принимать исходя из суммы площадей застройки основных и вспомогательных сооружений, а также площадей, занимаемых проездами, автостоянками, пешеходными дорожками и озеленением.
Состав и площади физкультурно-спортивных сооружений определяются заданием на проектирование с учетом единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений, численности тренеров-инструкторов, административных работников, подсобных рабочих, количества мест для зрителей в соответствии с требованиями СП 31-112-2004 "Физкультурно-спортивные залы"; СП 31-115-2006 "Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения"; СП 31-112-2007 "Физкультурно-спортивные залы. Часть 3. Крытые ледовые арены"; СП 118.13330.2022 "СНИП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения".
При
проектировании площадок и полей для спортивных игр следует ориентировать их
продольными осями в направлении север – юг. Допустимое отклонение не должно
превышать 20в каждую из сторон. В условиях
затесненной застройки ориентация спортивных сооружений не лимитируется.
Физкультурно-спортивные сооружения сети общего пользования следует объединять со спортивными объектами образовательных школ и других учебных заведений, учреждений отдыха и культуры с возможным сокращением территории.
При расчете потребности населения муниципального района, муниципального и городского округа, городского и сельского поселения в спортивных сооружениях рекомендуется учитывать существующие при их наличии и планируемые сооружения регионального значения и местного значения.
Местными нормативными правовыми актами могут при необходимости быть определены дополнительные виды объектов физической культуры и спорта для развития и популяризации физической культуры и спорта, исходя из предпочтений местного населения, имеющихся финансовых ресурсов, наличия предложений от субъектов предпринимательской деятельности в рамках муниципально-частного партнерства с учетом приказов Минспорта России от 21 марта 2018 года N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта", от 25 сентября 2020 года N 718 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства, отдыха и трудовой деятельности граждан в организациях различных форм собственности", от 19 августа 2021 года N 649 "О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры".
При подготовке расчетных показателей обеспечения населения объектами физической культуры и спорта местного значения учитывались следующие нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
2. приказ Минспорта России от 21 марта 2018 года N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта";
3. приказ Минспорта России от 19 августа 2021 года N 649 "О рекомендованных нормативах и нормах обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры";
4. приказ Минспорта России от 23 июня 2022 года N 533 "Об утверждении перечня базовых видов спорта";
5. СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
6. СП 332.1325800.2017 "Спортивные сооружения. Правила проектирования";
7. СП 310.1325800.2017 "Бассейны для плавания. Правила проектирования";
областной закон от 14 декабря 2011 года N 108-оз "Об отдельных вопросах осуществления градостроительной деятельности на территории Ленинградской области".".