Областной закон Ленинградской области от 09.03.2000 N 4-оз "Об участии Ленинградской области в хозяйственных обществах"
9 марта 2000 года | N 4-оз |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
ОБ УЧАСТИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ
(Принят Законодательным собранием Ленинградской
области 22 февраля 2000 года)
Настоящий закон устанавливает условия участия Ленинградской области в хозяйственных обществах путем внесения государственного имущества Ленинградской области в качестве вклада в уставный капитал, а также порядок организации деятельности ее представителей в органах управления и контроля этих обществ.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Термины и понятия, использованные в настоящем законе
Имущество Ленинградской области - движимое и недвижимое имущество, принадлежащее Ленинградской области на праве собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
орган по управлению имуществом - орган исполнительной власти Ленинградской области по управлению государственным имуществом;
отраслевой орган - орган исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющий формирование и реализацию государственной политики в соответствующей отрасли;
представитель - физическое или юридическое лицо, представляющее Ленинградскую область в органах управления и контроля хозяйственных обществ, акционером (участником) которых является Ленинградская область;
общее собрание - общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью, общее собрание акционеров акционерного общества.
Статья 2. Законодательная основа настоящего областного закона
Настоящий областной закон разработан на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "О противодействии коррупции", Устава Ленинградской области и областного закона "О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области".
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Статья 3. Принятие решения об участии (о прекращении участия) Ленинградской области в хозяйственном обществе
1. Правительство Ленинградской области по представлению органа по управлению имуществом на основании предложения соответствующего отраслевого органа принимает решение в форме правового акта:
а) об участии Ленинградской области в хозяйственных обществах путем внесения государственного имущества или денежных средств в уставный капитал хозяйственного общества либо вхождения в состав (акционеров, участников) хозяйственных обществ в результате безвозмездных сделок, предусмотренных гражданским законодательством;
б) об отчуждении акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ в случаях, установленных федеральным законодательством о приватизации или о хозяйственных обществах;
в) о реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ с 100-процентным участием Ленинградской области.
2. Принятие решения об участии Ленинградской области в хозяйственном обществе осуществляется в случаях, если деятельность хозяйственного общества осуществляется в целях обеспечения исполнения полномочий Ленинградской области.
3. Проекты решений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вносятся органом по управлению имуществом в Правительство Ленинградской области с приложением документов, определенных правовым актом Правительства Ленинградской области.
Статья 4. Вклад Ленинградской области в уставный капитал хозяйственного общества
1. В качестве вклада Ленинградской области в уставный капитал хозяйственного общества могут вноситься имущественные права, имущество Ленинградской области, включая средства областного бюджета, за исключением имущества, не подлежащего приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имущества, подлежащего отчуждению из государственной собственности Ленинградской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Доля Ленинградской области в общем размере уставного капитала хозяйственного общества должна обеспечивать реальное влияние Ленинградской области на принятие решений на общих собраниях акционеров (участников) хозяйственного общества и должна составлять не менее 25 процентов уставного капитала плюс один голос.
3. Внесение имущества Ленинградской области либо денежных средств в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества осуществляется органом по управлению имуществом на основании соответствующего решения Правительства Ленинградской области в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации о приватизации, либо в соответствии с законодательством Ленинградской области, регламентирующим порядок использования средств областного бюджета.
4. Исключен. - Закон Ленинградской области от 05.03.2005 N 15-оз.
Статья 5. Учредитель (участник, акционер) хозяйственного общества
1. От имени Ленинградской области по поручению Правительства Ленинградской области права учредителя (участника, акционера) хозяйственного общества в соответствии с федеральным законодательством осуществляет орган по управлению имуществом.
2. Орган по управлению имуществом реализует полномочия, предоставленные ему настоящим областным законом, во взаимодействии с иными органами исполнительной власти Ленинградской области.
Статья 6. Представители
1. Ленинградская область как акционер (участник) хозяйственного общества участвует в управлении этим обществом через представителя на общем собрании и через представителей, избираемых в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию этого общества.
2. Представители осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством о хозяйственных обществах, законодательством Российской Федерации о государственной службе, о противодействии коррупции, настоящим областным законом.
ГЛАВА 3. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ
Статья 7. Представительство на общем собрании
1. В хозяйственных обществах, все 100 процентов акций (долей в уставном капитале) которых находятся в собственности Ленинградской области, полномочия общего собрания осуществляются органом по управлению имуществом. Решение общего собрания оформляется правовым актом органа по управлению имуществом.
2. В хозяйственных обществах, за исключением тех, все голосующие акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Ленинградской области, представитель осуществляет свои полномочия на основании выданной органом по управлению имуществом доверенности, оформленной в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации на период не более одного года.
3. Утверждение кандидатур представителей на общем собрании по представлению соответствующих отраслевых органов осуществляется правовым актом органа по управлению имуществом на период не более одного года.
4. Представителем на общем собрании может быть:
а) лицо, замещающее государственную должность Ленинградской области, либо лицо, замещающее должность государственной гражданской службы Ленинградской области, если участие в управлении хозяйственным обществом осуществляется в соответствии с действующим законодательством от имени государственного органа;
б) утратил силу. - Областной закон Ленинградской области от 23.10.2020 N 106-оз;
в) иной гражданин Российской Федерации или юридическое лицо.
Статья 8. Прекращение полномочий представителя на общем собрании
1. Полномочия представителя на общем собрании автоматически прекращаются в случае:
а) продажи акций (доли в уставном капитале) хозяйственного общества, находящихся в собственности Ленинградской области;
б) передачи акций (доли в уставном капитале) хозяйственного общества, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, в доверительное управление или в уставный капитал иных хозяйственных обществ, в хозяйственное ведение (оперативное управление) государственных унитарных предприятий (государственных учреждений);
в) ликвидации хозяйственного общества;
г) истечения срока действия полномочий представителя, установленного доверенностью.
2. Полномочия представителя на общем собрании досрочно прекращаются органом по управлению имуществом в случае:
а) однократного грубого нарушения представителем законодательства Российской Федерации или неисполнения письменных указаний органа по управлению имуществом;
б) действий представителя, свидетельствующих о его некомпетентности в вопросах, составляющих предмет деятельности хозяйственного общества;
в) отказа лиц, указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего областного закона, от исполнения обязанностей представителя;
г) увольнения представителя, замещающего должность государственной гражданской службы Ленинградской области, с занимаемой должности либо досрочного прекращения полномочий представителя, замещающего государственную должность Ленинградской области;
д) по иным основаниям, влекущим за собой утрату представителем доверия.
Решение органа по управлению имуществом о досрочном прекращении полномочий представителя доводится до сведения общего собрания в срок, не превышающий семи рабочих дней.
3. В случае досрочного прекращения полномочий представителя орган по управлению имуществом в срок не позднее дня проведения общего собрания должен уполномочить надлежащим образом нового представителя.
ГЛАВА 4. ПРЕДСТАВИТЕЛИ В ВЫБОРНЫХ ОРГАНАХ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
Статья 9. Избрание представителей в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию хозяйственного общества
1. Представители избираются в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию хозяйственного общества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Выдвижение представителей в качестве кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию хозяйственного общества осуществляет орган по управлению имуществом.
Количество выдвигаемых представителей должно быть не меньше числа, пропорционального размеру вклада Ленинградской области в уставный капитал хозяйственного общества.
3. Орган по управлению имуществом осуществляет утверждение кандидатур представителей для выдвижения кандидатами в выборные органы хозяйственного общества по представлению соответствующих отраслевых органов, иных органов исполнительной власти Ленинградской области, Законодательного собрания Ленинградской области.
4. В качестве представителей, выдвигаемых кандидатами в выборные органы хозяйственного общества, могут быть утверждены:
а) лицо, замещающее государственную должность Ленинградской области, либо лицо, замещающее должность государственной гражданской службы Ленинградской области, если участие в управлении хозяйственным обществом осуществляется в соответствии с действующим законодательством от имени государственного органа;
б) утратил силу. - Областной закон Ленинградской области от 23.10.2020 N 106-оз;
в) иной гражданин Российской Федерации.
5. При избрании государственного служащего в совет директоров (наблюдательный совет) или ревизионную комиссию хозяйственного общества в документы, определяющие должностные обязанности этого государственного служащего, в установленном законом порядке вносятся дополнительные обязанности по осуществлению полномочий представителя.
6. Утратил силу. - Областной закон Ленинградской области от 25.12.2018 N 137-оз.
Статья 10. Прекращение полномочий представителя в выборных органах хозяйственного общества
1. Полномочия представителя, избранного в совет директоров (наблюдательный совет) или ревизионную комиссию хозяйственного общества, прекращаются:
а) при истечении срока полномочий выборных органов хозяйственного общества в соответствии с уставом этого общества;
б) в случае ликвидации хозяйственного общества.
2. Полномочия представителя, избранного в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию хозяйственного общества, досрочно прекращаются по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 8 настоящего областного закона, с одновременным избранием другого представителя в порядке, установленном законодательством о хозяйственных обществах.
ГЛАВА 5. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
ОБЩЕСТВА
Статья 11. Порядок голосования
1. Представитель на общем собрании и представители, избранные в совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества, осуществляют голосование при принятии решений органами управления в случаях, установленных настоящим областным законом, в соответствии с письменными указаниями органа по управлению имуществом.
2. Орган по управлению имуществом готовит письменные указания по вопросам:
а) внесения изменений и дополнений в учредительные документы хозяйственного общества;
б) назначения и избрания конкретных лиц в органы управления и контроля хозяйственного общества;
в) реорганизации хозяйственного общества;
г) ликвидации хозяйственного общества, назначения ликвидационной комиссии;
д) увеличения уставного капитала;
е) уменьшения уставного капитала, за исключением случаев, когда уменьшение уставного капитала является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
ж) принятия решений о согласии на совершение или о последующем одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и уставом хозяйственного общества;
з) принятия решений о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и уставом хозяйственного общества;
и) принятия решений об участии, изменении доли участия и о прекращении участия хозяйственного общества в других организациях;
к) определения приоритетных направлений деятельности хозяйственного общества;
л) принятия решений о согласии на совершение иных сделок в соответствии с уставом хозяйственного общества;
м) о выплате дивидендов, размере дивидендов и форме их выплаты.
3. Орган по управлению имуществом вправе расширить перечень вопросов, голосование по которым представитель обязан осуществлять в соответствии с его письменными указаниями, исходя из специфики деятельности конкретного хозяйственного общества.
4. По вопросам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, отраслевой орган и иной орган исполнительной власти Ленинградской области по запросу органа по управлению имуществом направляет свои предложения с пояснительной запиской, касающиеся голосования по вопросам повестки дня общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета).
Запрос на представление предложений по вопросам, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, направляется в отраслевой орган не позднее одного рабочего дня со дня получения органом по управлению имуществом уведомления о проведении общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета).
Предложения отраслевого органа и иного органа исполнительной власти Ленинградской области направляются в орган по управлению имуществом в течение трех рабочих дней со дня получения запроса, но не позднее даты проведения общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственных обществ, если иное не установлено запросом.
В случае непоступления таких предложений орган по управлению имуществом вправе самостоятельно сформировать письменные указания представителям.
При наличии разногласий в предложениях, поступивших от органов исполнительной власти, орган по управлению имуществом обеспечивает проведение согласительного совещания не позднее чем за два рабочих дня до даты проведения общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета).
В случае если на указанном совещании не выработана согласованная позиция, орган по управлению имуществом не позднее дня, следующего за днем проведения совещания, представляет необходимые материалы, включая перечень разногласий с обоснованиями позиций сторон и предложениями, заместителю Председателя Правительства Ленинградской области, курирующему орган по управлению имуществом.
В этом случае указания и решения по вопросам повестки дня общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета) формируются на основании решения заместителя Председателя Правительства Ленинградской области, курирующего орган по управлению имуществом.
5. По иным вопросам, входящим в компетенцию общего собрания и совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, не указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, представители голосуют самостоятельно, исходя из интересов Ленинградской области.
Статья 12. Нарушение представителем порядка голосования
1. Нарушение письменных указаний органа по управлению имуществом по голосованию при принятии решений органом управления хозяйственного общества лицом, указанным в подпункте "а" пункта 4 статьи 7 и подпункте "а" пункта 4 статьи 9 настоящего областного закона, является должностным проступком, влекущим применение к нему мер дисциплинарной ответственности, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
Нарушение письменных указаний органа по управлению имуществом по голосованию при принятии решений органом управления хозяйственного общества лицами, указанными в подпункте "в" пункта 4 статьи 7 и подпункте "в" пункта 4 статьи 9 настоящего областного закона, влечет за собой досрочное прекращение полномочий представителя в порядке, предусмотренном законодательством о хозяйственных обществах.
2. Если представитель при принятии решения органом хозяйственного общества голосовал с нарушением письменных указаний органа по управлению имуществом, то в зависимости от последствий этих действий представителя орган по управлению имуществом вправе принять меры по признанию такого решения недействительным в порядке, установленном федеральным законодательством.
ГЛАВА 5-1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ,
ОТРАСЛЕВОГО ОРГАНА И ОРГАНА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ
Статья 12-1. Права и обязанности представителей
1. Представитель на общем собрании имеет право:
а) требовать у хозяйственного общества представления информации, подлежащей представлению акционерам (участникам) при подготовке к общему собранию, в объемах и сроки, установленные действующим законодательством;
б) требовать у органа по управлению имуществом представления письменных указаний по голосованию по вопросам в случаях, установленных настоящим областным законом;
в) участвовать в обсуждении проектов решений вопросов, внесенных в повестку дня общего собрания;
г) запрашивать и получать копии протоколов общих собраний.
2. Представитель, избранный в совет директоров (наблюдательный совет) или ревизионную комиссию хозяйственного общества, имеет право:
а) избирать и быть избранным председателем совета директоров (наблюдательного совета) или ревизионной комиссии хозяйственного общества;
б) вносить предложения в повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
в) запрашивать и получать у исполнительных органов хозяйственного общества дополнительную информацию по вопросам, внесенным в повестку дня заседания совета директоров (наблюдательного совета), а также сведения, необходимые для составления отчетов и докладов о финансово-хозяйственной деятельности хозяйственного общества;
г) знакомиться с документами хозяйственного общества, подлежащими согласно действующему законодательству обязательному хранению, включая документы бухгалтерского учета и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества;
д) участвовать в обсуждении проектов решений вопросов, внесенных в повестку дня органа управления хозяйственного общества;
е) осуществлять иные полномочия члена совета директоров (наблюдательного совета) или ревизионной комиссии хозяйственного общества, установленные действующим законодательством и уставом хозяйственного общества.
3. Представители обязаны:
а) лично участвовать в работе органов управления и ревизионной комиссии хозяйственного общества, в которые они избраны или на участие в которых они уполномочены, при этом представители не могут делегировать свои полномочия иным лицам, в том числе замещающим их по месту основной работы;
б) представлять в орган по управлению имуществом и отраслевой орган необходимую информацию и предложения для подготовки письменных указаний по вопросам в случаях, установленных настоящим областным законом;
в) неукоснительно выполнять письменные указания органа по управлению имуществом в случаях, установленных настоящим областным законом;
г) в срок не позднее 15 рабочих дней с даты проведения общего собрания или заседания совета директоров (наблюдательного совета) представлять в орган по управлению имуществом и отраслевой орган протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) (в случае если членами совета директоров (наблюдательного совета) являются несколько представителей Ленинградской области, протокол направляется одним из представителей) и информацию о позиции представителя при голосовании по вопросам повестки дня, если представитель голосовал против принятого решения или воздержался от голосования;
д) не разглашать сведения, которые стали известны при осуществлении возложенных на них обязанностей, и не использовать эти сведения в целях, противоречащих интересам Ленинградской области.
Статья 12-2. Права и обязанности отраслевого органа
1. Отраслевой орган, помимо прав и обязанностей, изложенных в пункте 1 статьи 3, пункте 3 статьи 9, статье 11 настоящего областного закона, вправе:
а) вносить в орган по управлению имуществом предложения по определению целей участия Ленинградской области в хозяйственных обществах и способах достижения этих целей;
б) направлять в орган по управлению имуществом свои предложения по вопросу предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания или совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества.
Предложения представляются с пояснительной запиской, а также с приложением материалов, необходимых для принятия решения.
В случае предложения кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) хозяйственного общества, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа также прилагаются сведения о кандидате: фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность (серия и(или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ), наименование органа, для избрания в который он предлагается, а также иные сведения о нем, предусмотренные уставом или внутренними документами хозяйственного общества, и согласие кандидата быть избранным в орган управления (контроля) хозяйственного общества.
2. Отраслевой орган обязан:
а) не реже одного раза в год анализировать показатели экономической эффективности деятельности хозяйственных обществ и вносить в орган по управлению имуществом предложения о целесообразности сохранения, увеличения или уменьшения пакета акций, находящегося в собственности Ленинградской области, или прекращения участия в хозяйственном обществе путем продажи, внесения в уставный капитал иного общества или ликвидации;
б) при возникновении обстоятельств, препятствующих осуществлению полномочий представителя, а также при досрочном прекращении полномочий или увольнении (освобождении от должности) представителя, замещающего государственную должность Ленинградской области, либо при увольнении с должности государственной гражданской службы Ленинградской области в течение пяти рабочих дней со дня, когда стали известны указанные обстоятельства, направлять в орган по управлению имуществом предложения:
о прекращении полномочий указанного представителя с одновременным предложением в установленном порядке кандидатов для избрания в совет директоров на общем собрании;
о сохранении полномочий ранее избранного указанного представителя;
в) осуществлять проверки целевого использования полученных хозяйственным обществом бюджетных инвестиций из областного бюджета;
г) осуществлять взаимодействие с иными органами исполнительной власти Ленинградской области по вопросам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11 настоящего областного закона, в случае, если такие вопросы относятся к компетенции иных органов исполнительной власти Ленинградской области.
Статья 12-3. Права и обязанности органа по управлению имуществом
1. Орган по управлению имуществом, помимо прав и обязанностей, изложенных в статье 3, пункте 3 статьи 4, статье 5, пунктах 1 и 2 статьи 7, пункте 2 статьи 8, пунктах 2 и 3 статьи 9, пункте 1 статьи 11, статье 12 настоящего областного закона, обязан:
а) давать письменные указания представителям на общем собрании, а также представителям, избранным в совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества, по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 11 настоящего областного закона;
б) осуществлять контроль за деятельностью представителей в выборных органах хозяйственного общества;
в) предоставлять представителям информацию, необходимую для осуществления ими своих прав и обязанностей, своевременно доводить до их сведения изменения в законодательстве по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом;
г) своевременно информировать представителей об отчуждении акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества, находящихся в государственной собственности Ленинградской области;
д) на основании предложений отраслевых органов:
в течение пяти рабочих дней предъявить в хозяйственное общество требование о проведении внеочередного общего собрания;
принимать меры по пересмотру уставов хозяйственных обществ для обеспечения интересов и целей участия Ленинградской области в этих хозяйственных обществах.
2. Орган по управлению имуществом вправе вносить в Правительство Ленинградской области предложения по вопросам:
а) дополнительного приобретения акций (долей в уставном капитале);
б) продажи акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества, принадлежащих Ленинградской области;
в) реализации права требования выкупа акций (долей в уставном капитале), принадлежащих Ленинградской области, в случаях, установленных федеральным законодательством, с получением их действительной стоимости, определяемой на основании законодательства об оценочной деятельности;
г) ликвидации хозяйственного общества в случае нахождения в собственности Ленинградской области 100 процентов акций (долей в уставном капитале);
д) внесения акций (долей в уставном капитале) хозяйственного общества, принадлежащих Ленинградской области, в уставный капитал иных хозяйственных обществ или их передачи в доверительное управление.
ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13. Денежное содержание и возмещение расходов представителя
1. Абзац утратил силу. - Областной закон Ленинградской области от 23.10.2020 N 106-оз.
Абзац утратил силу. - Областной закон Ленинградской области от 25.12.2018 N 137-оз.
Выплата вознаграждения и компенсация расходов лицам, указанным в подпункте "в" пункта 4 статьи 9 настоящего областного закона, осуществляется в размере и порядке, установленных решением общего собрания, при условии отсутствия установленного законодательством Российской Федерации запрета или ограничения на получение ими данного вида вознаграждения или компенсации.
2. Утратил силу. - Областной закон Ленинградской области от 25.12.2018 N 137-оз.
Статья 14. Вступление в силу настоящего закона
1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2 - 2.2. Утратили силу. - Областной закон Ленинградской области от 25.12.2018 N 137-оз.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
г. Санкт-Петербург,
9 марта 2000 года
N 4-оз