Правовые акты Ленинградской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Областной закон Ленинградской области от 25.12.2015 N 140-оз "О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области"

 

25 декабря 2015 года

N 140-оз

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ, СОХРАНЕНИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИИ

И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

(Принят Законодательным собранием Ленинградской области

7 декабря 2015 года)

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего областного закона

 

Настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) регулирует отдельные отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области.

 

Статья 2. Понятия и термины, используемые в настоящем областном законе

 

В настоящем областном законе используются понятия и термины в значениях, определенных Федеральным законом N 73-ФЗ.

 

Статья 3. Полномочия Правительства Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

 

К полномочиям Правительства Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) реализация единой государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

2) утверждение государственных программ Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) принятие решения о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств областного бюджета Ленинградской области;

4) определение порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности Ленинградской области;

5) установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия;

5-1) установление порядка утверждения перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

5-2) определение порядка принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

5-3) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о создании на территории Ленинградской области историко-культурного заповедника федерального значения, об утверждении его границ и режима его содержания;

5-4) установление порядка утверждения границ территории выявленного объекта культурного наследия;

6) иные полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 4. Полномочия уполномоченного органа по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

 

К полномочиям отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - уполномоченный орган) относятся:

1) разработка и реализация государственных программ Ленинградской области, предусматривающих мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия Ленинградской области;

2) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности Ленинградской области;

3) государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

4) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия);

5) принятие решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия регионального значения в случаях и порядке, установленных пунктом 2 статьи 22 Федерального закона N 73-ФЗ, решений об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случаях и порядке, установленных пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 73-ФЗ;

5-1) согласование решения федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения;

5-2) согласование решения федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения;

6) формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области;

7) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающегося объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

8) утверждение перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;

9) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения;

10) установление требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требований к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требований к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ;

11) принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр;

11-1) установка информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия, который не имеет собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на который собственник отказался (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

12) утверждение границ территории объекта культурного наследия в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

13) установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

14) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности Ленинградской области;

15) установление требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения;

16) утратил силу. - Областной закон Ленинградской области от 14.02.2022 N 15-оз;

17) установление порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;

18) документационное обеспечение реестра совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;

19) согласование представления федерального органа охраны объектов культурного наследия о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;

20) государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения (за исключением объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 73-ФЗ, за исключением:

а) ведения реестра;

б) организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

в) согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения;

г) выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия;

20-1) отнесение объектов культурного наследия федерального значения, не включенных в перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, утвержденный Правительством Российской Федерации, расположенных в границах территорий историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, к ансамблям или достопримечательным местам, определение пообъектного состава ансамблей или достопримечательных мест в соответствии со статьей 56.5 Федерального закона N 73-ФЗ;

21) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия;

22) иные полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством.

 

Статья 5. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия

 

1. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия, находящегося в собственности Ленинградской области, осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

2. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия, находящегося в собственности Ленинградской области, за счет средств областного бюджета Ленинградской области принимается Правительством Ленинградской области по представлению уполномоченного органа, основанному на заключении государственной историко-культурной экспертизы, с учетом общественного мнения, а также, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения, с учетом мнения религиозных организаций.

 

Статья 6. Льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия, а также при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии

 

1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в собственности Ленинградской области, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные статьями 40 - 45 Федерального закона N 73-ФЗ, и обеспечившее их выполнение в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ, имеет право на льготную арендную плату.

Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры определяются Правительством Ленинградской области.

2. Неиспользуемые объекты культурного наследия, включенные в реестр, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, относящиеся к собственности Ленинградской области, могут быть предоставлены физическим или юридическим лицам в аренду на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы.

Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, определяются Правительством Ленинградской области.

3. Юридическое лицо, являющееся собственником объекта культурного наследия регионального значения (части объекта) - памятника (отдельной постройки, здания, сооружения), включенного в реестр, выполнившее за счет собственных средств работы по его сохранению, указанные в статьях 40 - 45 Федерального закона N 73-ФЗ, в том числе проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, и обеспечившее их соответствие требованиям Федерального закона N 73-ФЗ и настоящего областного закона, имеет право на компенсацию в размере 10 процентов общей суммы произведенных им затрат, за исключением затрат, связанных с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, областного бюджета Ленинградской области, средств бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, средств бюджетов иных субъектов Российской Федерации.

Расчет компенсации осуществляется исходя из общей суммы произведенных затрат, не превышающей 100 миллионов рублей.

Порядок выплаты компенсации определяется Правительством Ленинградской области.

 

Статья 7. Установление историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия

 

1. Уполномоченный орган, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более 90 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе указанного заявления, работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

2. По истечении срока, установленного частью 1 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.

 

Статья 8. Утратила силу. - Областной закон Ленинградской области от 26.07.2019 N 68-оз.

 

Статья 9. Порядок ограничения движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

 

Движение транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, а также местного значения в случае угрозы нарушения целостности и сохранности объектов культурного наследия на территории данного объекта или в его зонах охраны ограничивается или запрещается в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.

 

Статья 10. Порядок утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения

 

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется.

2. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе границ объединенной зоны охраны таких объектов культурного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются уполномоченным органом на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия при наличии заключения историко-культурной экспертизы.

 

Статья 11. Порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, определение его границ и режима его содержания

 

1. Решение о создании историко-культурного заповедника регионального значения, об утверждении его границ и режима его содержания принимается Правительством Ленинградской области по представлению уполномоченного органа на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.

2. Граница историко-культурного заповедника регионального значения определяется уполномоченным органом на основании историко-культурного опорного плана и(или) иных документов и материалов, в которых обосновывается предлагаемая граница.

Граница историко-культурного заповедника регионального значения может не совпадать с границей достопримечательного места.

3. Границы историко-культурных заповедников регионального значения, границы исторических поселений регионального значения подлежат отображению в схеме территориального планирования Ленинградской области.

 

Статья 12. Утверждение перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах

 

1. В перечень исторических поселений регионального значения включаются населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения и имеющие особое значение для истории и культуры Ленинградской области.

1-1. Порядок утверждения перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах устанавливается Правительством Ленинградской области.

2. Перечень исторических поселений регионального значения утверждается уполномоченным органом.

3. Предмет охраны исторического поселения регионального значения утверждается уполномоченным органом применительно к каждому историческому поселению.

4. Границы территории исторического поселения регионального значения утверждаются уполномоченным органом. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта.

5. Требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения утверждаются уполномоченным органом применительно к каждому историческому поселению.

 

Статья 13. Порядок согласования проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения

 

1. Проекты правил землепользования и застройки, проекты изменений в правила землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения (далее - проекты правил землепользования и застройки), подлежат согласованию с уполномоченным органом.

2. Предметом согласования проекта правил землепользования и застройки является его соответствие утвержденному предмету охраны исторического поселения регионального значения.

3. Для согласования проекта правил землепользования и застройки орган исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченный Правительством Ленинградской области, представляет в уполномоченный орган следующие документы:

1) заявление о согласовании проекта правил землепользования и застройки в одном экземпляре;

2) проект правил землепользования и застройки в двух экземплярах.

4. Уполномоченный орган рассматривает документы, указанные в части 3 настоящей статьи, в течение семи рабочих дней со дня их поступления и принимает решение о согласовании либо отказе в согласовании проекта правил землепользования и застройки.

5. Основанием для отказа в согласовании проекта правил землепользования и застройки является несоответствие проекта правил землепользования и застройки утвержденному предмету охраны исторического поселения регионального значения.

6. Решение об отказе в согласовании проекта правил землепользования и застройки оформляется уполномоченным органом в виде письменного заключения с обоснованием причин такого отказа.

Копия заключения об отказе в согласовании проекта правил землепользования и застройки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вместе с одним экземпляром проекта правил землепользования и застройки направляется в орган исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченный Правительством Ленинградской области, представивший заявление.

7. После устранения причин, повлекших за собой отказ в согласовании проекта правил землепользования и застройки, проект правил землепользования и застройки может быть повторно представлен на согласование в порядке, установленном настоящей статьей.

8. Решение о согласовании проекта правил землепользования и застройки оформляется уполномоченным органом в виде письменного заключения.

Копия заключения о согласовании проекта правил землепользования и застройки в течение трех рабочих дней со дня его подписания вместе с одним экземпляром проекта правил землепользования и застройки направляется в орган исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченный Правительством Ленинградской области, представивший заявление.

9. Заключения об отказе в согласовании проекта правил землепользования и застройки и о согласовании проекта правил землепользования и застройки с экземплярами проектов правил землепользования и застройки хранятся в уполномоченном органе.

 

Статья 13-1. Согласование проектов генеральных планов, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения

 

Проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения, подлежат согласованию уполномоченным органом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Срок рассмотрения уполномоченным органом проекта генерального плана, подготовленного применительно к территориям исторических поселений регионального значения, не должен превышать семи рабочих дней со дня поступления соответствующих документов от органа местного самоуправления.

 

Статья 14. Заключительные положения

 

Со дня вступления в силу настоящего областного закона признать утратившими силу:

областной закон от 23 августа 2006 года N 105-оз "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Ленинградской области";

областной закон от 26 декабря 2008 года N 150-оз "О внесении изменений в областной закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Ленинградской области";

областной закон от 20 июля 2012 года N 71-оз "О внесении изменений в областной закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Ленинградской области".

 

Статья 15. Вступление в силу настоящего областного закона

 

1. Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 14 статьи 4 настоящего областного закона.

2. Пункт 14 статьи 4 настоящего областного закона вступает в силу с 1 января 2016 года.

 

Губернатор

Ленинградской области

А.Дрозденко

Санкт-Петербург

25 декабря 2015 года

N 140-оз

Областной закон Ленинградской области "О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области" от 25.12.2015 N 140-оз