Правовые акты Ленинградской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Областной закон Ленинградской области от 30.11.2018 N 126-оз "О депутатском расследовании Законодательного собрания Ленинградской области"

 

30 ноября 2018 года

N 126-оз

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

 

О ДЕПУТАТСКОМ РАССЛЕДОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

(Принят Законодательным собранием Ленинградской области

12 ноября 2018 года)

 

Настоящим областным законом регулируются общественные отношения, связанные с осуществлением Законодательным собранием Ленинградской области деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для личности, общества и государства.

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего областного закона

 

Предметом регулирования настоящего областного закона являются установление оснований для проведения депутатского расследования Законодательного собрания Ленинградской области (далее - Законодательное собрание), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.

 

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе

 

В целях настоящего областного закона используются следующие понятия:

комиссия по проведению депутатского расследования - специально образованная Законодательным собранием временная комиссия, уполномоченная проводить депутатское расследование (далее - комиссия);

депутатское расследование - деятельность комиссии по расследованию фактов нарушения соблюдения и исполнения областных законов при наличии обстоятельств, допускающих (допустивших) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеющих большую общественную значимость;

должностные лица - лица, замещающие государственные должности Ленинградской области, должности государственной гражданской службы Ленинградской области, руководители государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ленинградской области;

лицо, привлекаемое к депутатскому расследованию, - должностное лицо или гражданин, предоставляющие комиссии информацию, необходимую для проведения депутатского расследования, и(или) приглашенные комиссией для участия в заседаниях и слушаниях.

 

Статья 3. Правовая основа проведения депутатского расследования

 

Правовую основу проведения депутатского расследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Ленинградской области, областной закон от 24 апреля 2007 года N 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области", иные областные законы.

 

Статья 4. Цели и принципы депутатского расследования

 

1. Целями депутатского расследования являются:

1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

2) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;

3) обеспечение контроля за устранением причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, равенства граждан перед законом, коллегиальности, объективности и гласности.

3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие, проводимое правоохранительными органами, судопроизводство.

 

Статья 5. Предмет депутатского расследования

 

1. Депутатскому расследованию подлежат факты нарушения соблюдения и исполнения областных законов при наличии обстоятельств, допускающих (допустивших) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и имеющие большую общественную значимость.

2. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении административного правонарушения или преступления.

3. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим областным законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также об обстоятельствах его совершения;

3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, дающие основания для судебного спора;

4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

4. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.

 

Статья 6. Срок депутатского расследования

 

1. Срок депутатского расследования не может превышать шесть месяцев со дня образования комиссии.

2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного собрания соответствующего созыва.

 

Статья 7. Основания для проведения депутатского расследования

 

Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего областного закона.

 

Статья 8. Инициатива проведения депутатского расследования

 

1. Право инициативы проведения депутатского расследования принадлежит депутатам Законодательного собрания, а также Уполномоченному по правам человека в Ленинградской области, Уполномоченному по правам ребенка в Ленинградской области, Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ленинградской области.

2. Для выдвижения инициативы проведения депутатского расследования Председателю Законодательного собрания направляется письменное обращение (далее - обращение), подписанное инициатором.

3. В обращении должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие депутатскому расследованию в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего областного закона, обоснованы необходимость и возможность проведения депутатского расследования.

4. Председатель Законодательного собрания в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения направляет его в уполномоченную постоянную комиссию Законодательного собрания для заключения о наличии оснований для проведения депутатского расследования и подготовки проекта постановления Законодательного собрания о проведении депутатского расследования, в котором указываются:

1) факты или события, подлежащие расследованию;

2) персональный и численный составы комиссии;

3) срок проведения депутатского расследования.

5. Инициатива проведения депутатского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть образована в период избирательной кампании по выборам Губернатора Ленинградской области или по выборам депутатов Законодательного собрания.

 

Статья 9. Порядок принятия решения о проведении депутатского расследования

 

1. Вопрос о поддержке инициативы проведения депутатского расследования рассматривается на очередном заседании Законодательного собрания.

2. Решение о поддержке инициативы проведения депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания тайным голосованием с использованием бюллетеней и оформляется постановлением Законодательного собрания.

3. Постановление о проведении депутатского расследования размещается на официальном сайте Законодательного собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Статья 10. Порядок формирования комиссии

 

1. Комиссия формируется из депутатов Законодательного собрания на основе принципа пропорционального представительства фракций в Законодательном собрании. Отказ депутатской фракции от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее образования.

2. В случае отказа депутатской фракции в Законодательном собрании от направления своих представителей в состав комиссии вакантные места членов комиссии могут быть замещены по согласованию между депутатскими фракциями в Законодательном собрании, направившими своих представителей в состав комиссии, представителями этих депутатских фракций в Законодательном собрании.

 

Статья 11. Требования, предъявляемые к членам комиссии

 

Членом комиссии не может быть депутат Законодательного собрания:

являющийся участником расследуемого комиссией события;

состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом (родители, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), являющимся участником расследуемого комиссией события.

 

Статья 12. Прекращение полномочий члена комиссии и замещение вакантных мест

 

1. Полномочия члена комиссии могут быть прекращены досрочно:

1) на основании его письменного заявления о добровольном сложении полномочий члена комиссии;

2) в случае досрочного прекращения его полномочий депутата Законодательного собрания;

3) в случае несоответствия члена комиссии требованиям, установленным статьей 11 настоящего областного закона.

2. В случае досрочного прекращения полномочий члена комиссии вакантное место члена комиссии замещается другим представителем депутатской фракции в Законодательном собрании, от которой был избран выбывший член комиссии.

3. Решение о прекращении полномочий члена комиссии и о включении в состав комиссии другого депутата Законодательного собрания оформляется постановлением Законодательного собрания.

 

Статья 13. Председатель комиссии

 

1. Председатель комиссии избирается на первом заседании комиссии из числа членов комиссии большинством голосов от общего числа членов комиссии на срок ее полномочий.

Если ни один из кандидатов на должность председателя комиссии не набрал большинства голосов, его избрание проводится Законодательным собранием из двух кандидатур, предложенных комиссией, и оформляется постановлением Законодательного собрания.

2. Председатель комиссии:

1) организует работу комиссии, созывает и ведет ее заседания;

2) выступает на заседаниях Законодательного собрания с сообщениями о деятельности комиссии;

3) распределяет обязанности между членами комиссии;

4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;

5) подписывает протоколы проводимых им заседаний комиссии и запросы комиссии;

6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

 

Статья 14. Порядок работы комиссии

 

1. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через 15 дней со дня образования комиссии.

2. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует две трети от общего числа членов комиссии.

3. Заседания комиссии, как правило, открытые. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно.

4. В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания.

Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.

5. Инициаторы депутатского расследования, указанные в статье 8 настоящего областного закона, вправе участвовать в работе комиссии с правом совещательного голоса.

6. Порядок проведения заседаний комиссии, ведения делопроизводства комиссии и оформления ее документов, исполнения членами комиссии своих обязанностей и организации деятельности комиссии определяется Законодательным собранием и утверждается постановлением Законодательного собрания.

7. Комиссия разрабатывает и утверждает план работы, в котором определяются:

1) основные направления депутатского расследования;

2) вопросы, подлежащие рассмотрению при проведении депутатского расследования;

3) сроки завершения основных этапов депутатского расследования (сбора информации, оценки и систематизации информации, подготовки мотивированного заключения комиссии);

4) круг лиц, приглашаемых на заседания комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам;

5) перечень поручений членам комиссии и сроки их выполнения;

6) иные вопросы, касающиеся ее деятельности.

8. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.

Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании, за исключением принятия решения по мотивированному заключению.

Решение по мотивированному заключению комиссии считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов комиссии.

9. На заседании комиссии ведется протокол. По решению комиссии может вестись стенограмма заседания комиссии.

10. Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в случае необходимости на место расследуемого комиссией события из числа членов комиссии могут образовываться рабочие группы.

11. Организационное, документационное, информационное, материально-техническое и правовое обеспечение деятельности комиссии осуществляется аппаратом Законодательного собрания.

 

Статья 15. Права комиссии

 

1. При осуществлении своей деятельности комиссия имеет право:

1) запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти Ленинградской области, иных государственных органов Ленинградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, учреждений, организаций и должностных лиц копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также материалы и информацию, необходимые для проведения депутатского расследования;

2) приглашать на заседания комиссии должностных лиц для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам;

3) приглашать для дачи пояснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;

4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол;

5) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Запросы комиссии, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, направляются на бланке Законодательного собрания с приложением протокола заседания комиссии, постановления Законодательного собрания о проведении депутатского расследования и подписываются председателем комиссии.

3. Комиссия вправе предложить должностным лицам представить объяснения и изложить ответы на поставленные комиссией вопросы в письменной форме, а также направить в комиссию информацию, которая, по их мнению, может способствовать депутатскому расследованию.

4. Объяснения, ответы и информация, полученные в соответствии с частью 3 настоящей статьи, рассматриваются на заседаниях комиссии.

5. Лицо, являющееся подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, не может быть опрошено комиссией или рабочей группой в части, касающейся состава преступления, сформулированного в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении по уголовному делу.

 

Статья 16. Права рабочих групп

 

1. Рабочие группы в соответствии с поручениями комиссии имеют право:

1) выезжать на место расследуемого комиссией события для сбора информации, касающейся предмета депутатского расследования;

2) письменно запрашивать и получать от исполнительных органов государственной власти Ленинградской области, иных государственных органов Ленинградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также материалы и информацию, необходимые для проведения депутатского расследования;

3) при выезде на место расследуемого комиссией события опрашивать должностных лиц и граждан по расследуемым ею фактам и обстоятельствам.

2. По результатам деятельности рабочей группы составляется доклад, который рассматривается на заседании комиссии. К докладу прилагаются копии документов, протоколы опросов должностных лиц и граждан, иные материалы, полученные рабочей группой.

 

Статья 17. Права и обязанности членов комиссии

 

1. Члены комиссии имеют право:

1) участвовать с правом решающего голоса в обсуждении вопросов, рассматриваемых комиссией, принимать решения, вносить предложения и высказываться по любому вопросу, рассматриваемому комиссией;

2) в порядке, установленном регламентом комиссии, задавать вопросы лицам, приглашенным на ее заседания.

2. Члены комиссии обязаны:

1) лично участвовать в заседаниях комиссии и деятельности образованных комиссией рабочих групп;

2) выполнять поручения комиссии;

3) соблюдать установленные комиссией ограничения на разглашение информации о ходе депутатского расследования.

 

Статья 18. Права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании

 

1. Должностные лица, привлеченные к участию в депутатском расследовании, вправе:

1) знакомиться с протоколом заседания комиссии, на котором ими давались объяснения, ходатайствовать о внесении изменений в указанный протокол;

2) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц.

2. Должностные лица, привлеченные к участию в депутатском расследовании, обязаны:

1) прибыть на заседание комиссии (в случае невозможности прибытия на заседание комиссии по уважительной причине (временная нетрудоспособность, командировка, отпуск и другие причины, признанные комиссией уважительными) заблаговременно проинформировать об этом председателя комиссии);

2) дать все необходимые объяснения на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой, в пределах своих полномочий, установленных законодательством, служебным контрактом, должностным регламентом, трудовым договором.

3. Должностные лица обязаны по запросу комиссии или рабочей группы в течение 15 дней предоставить необходимую (необходимые) для проведения депутатского расследования информацию (документы, материалы), в случае если запрет или ограничения предоставления такой информации не установлены федеральным законодательством и областным законодательством и(или) если иной срок предоставления такой информации не установлен федеральными законами.

4. Граждане, приглашенные для участия в депутатском расследовании, вправе:

1) вести необходимые записи;

2) знакомиться с протоколом заседания комиссии, на котором ими давались объяснения, ходатайствовать о внесении изменений в указанный протокол;

3) ходатайствовать о привлечении к участию в депутатском расследовании других лиц.

5. Лицо, располагающее информацией, которая, по его мнению, может способствовать депутатскому расследованию, вправе обратиться в комиссию с просьбой о приглашении его на заседание комиссии для дачи объяснений либо направить указанную информацию в комиссию.

6. Отказ должностных лиц от предоставления комиссии или рабочей группе необходимой (необходимых) для проведения депутатского расследования информации (документов, материалов), предоставление комиссии или рабочей группе неполной либо ложной информации, несоблюдение установленных сроков предоставления такой информации влекут ответственность, предусмотренную законодательством Ленинградской области.

 

Статья 19. Завершение работы комиссии

 

1. По результатам депутатского расследования комиссия готовит мотивированное заключение, которое подписывает председатель и члены комиссии.

Председатель комиссии направляет мотивированное заключение и проект постановления Законодательного собрания об утверждении мотивированного заключения и завершении депутатского расследования на рассмотрение Законодательного собрания.

2. В мотивированном заключении комиссии должны содержаться:

1) основания, по которым проводилось депутатское расследование;

2) информация, полученная комиссией в результате депутатского расследования;

3) выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам.

3. В мотивированном заключении могут содержаться предложения:

1) о совершенствовании деятельности органов государственной власти Ленинградской области, иных государственных органов Ленинградской области;

2) о принятии нормативных правовых актов, направленных на устранение причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;

3) о привлечении к дисциплинарной ответственности либо об освобождении от должности должностных лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, или действие (бездействие) которых по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, носили (носило) неудовлетворительный характер;

4) о направлении в правоохранительные органы сведений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения или на признаки преступления в действиях (бездействии) должностных лиц, которые повлекли (которое повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.

4. Законодательное собрание на очередном заседании рассматривает и утверждает мотивированное заключение.

5. Мотивированное заключение считается утвержденным Законодательным собранием, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Законодательного собрания. Решение об утверждении мотивированного заключения оформляется постановлением Законодательного собрания.

6. Постановление Законодательного собрания должно содержать положения:

1) об утверждении (неутверждении) мотивированного заключения;

2) о завершении депутатского расследования и прекращении деятельности комиссии;

3) о реализации предложений и рекомендаций, изложенных в мотивированном заключении комиссии (в случае его утверждения).

7. Утвержденное Законодательным собранием мотивированное заключение направляется Губернатору Ленинградской области и подлежит размещению на официальном сайте Законодательного собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. По решению Законодательного собрания утвержденное мотивированное заключение может быть направлено в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, прокурору Ленинградской области, в правоохранительные органы, иные государственные органы Ленинградской области и в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области.

 

Статья 20. Хранение материалов по депутатскому расследованию

 

1. За сохранность материалов по депутатскому расследованию до его завершения отвечает председатель комиссии.

2. По окончании депутатского расследования материалы депутатского расследования сдаются председателем комиссии в архив Законодательного собрания и хранятся в установленном порядке.

 

Статья 21. Финансирование деятельности комиссии

 

Финансирование деятельности комиссии осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджетной смете Законодательного собрания на соответствующий финансовый год.

 

Статья 22. Вступление в силу настоящего областного закона

 

Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

Губернатор

Ленинградской области

А.Дрозденко

Санкт-Петербург

30 ноября 2018 года

N 126-оз

Областной закон Ленинградской области "О депутатском расследовании Законодательного собрания Ленинградской области" от 30.11.2018 N 126-оз