Правовые акты Ленинградской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Областной закон Ленинградской области от 15.06.2020 N 67-оз "О правовом информировании и правовом просвещении граждан на территории Ленинградской области"

 

15 июня 2020 года

N 67-оз

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

 

О ПРАВОВОМ ИНФОРМИРОВАНИИ И ПРАВОВОМ ПРОСВЕЩЕНИИ ГРАЖДАН

НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят Законодательным собранием Ленинградской области

27 мая 2020 года

 

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего областного закона

 

Настоящий областной закон определяет основные цели, принципы, задачи, способы правового информирования и правового просвещения граждан, а также полномочия органов государственной власти Ленинградской области в сфере правового информирования и правового просвещения граждан.

 

Статья 2. Правовая основа регулирования отношений, связанных с правовым информированием и правовым просвещением граждан

 

Правовую основу регулирования отношений, связанных с правовым информированием и правовым просвещением граждан, составляют Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года Пр-1168, настоящий областной закон, областной закон от 18 апреля 2012 года N 29-оз "О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области", областной закон от 20 марта 2018 года N 26-оз "Об отдельных вопросах в сфере профилактики правонарушений в Ленинградской области", областной закон от 12 февраля 2021 года N 5-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области", областной закон от 29 декабря 2012 года N 110-оз "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области", областной закон от 18 июля 2016 года N 62-оз "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ленинградской области", другие областные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Ленинградской области.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем областном законе

 

Для целей настоящего областного закона используются следующие основные понятия:

1) правовое информирование граждан - целенаправленная и систематическая деятельность органов государственной власти Ленинградской области и подведомственных им государственных учреждений, иных государственных органов Ленинградской области по доведению до сведения граждан правовой информации;

2) правовая информация - информация о правовых актах и связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалах, охватывающих все сферы правовой деятельности (материалах о подготовке законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждении и принятии, толковании и реализации правовых норм, практике их применения), включающая в себя официальную правовую информацию, информацию индивидуально-правового характера, имеющую юридическое значение, и неофициальную правовую информацию;

3) официальная правовая информация - информация, исходящая от органов государственной власти, иных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений, которая подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию;

4) нормативная правовая информация - информация о нормативных правовых актах, принимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ленинградской области, информация о компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области (в том числе о полномочиях по принятию ими муниципальных правовых актов);

5) иная официальная правовая информация - информация, содержащаяся в актах официального разъяснения норм права и правоприменительных актах;

6) информация индивидуально-правового характера, имеющая юридическое значение, - информация, содержащаяся в актах, которые исходят от субъектов права, не обладающих властными полномочиями (граждан, организаций), носят индивидуально-правовой характер и направлены на создание, изменение или прекращение конкретных правоотношений (договоры, жалобы, заявления, порождающие юридические последствия);

7) неофициальная правовая информация - материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, непосредственно не предназначенные для регулирования общественных отношений и в силу этого не влекущие юридических последствий (материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов, материалы учета и систематизации законодательства, материалы статистики по правовым вопросам, образцы деловых бумаг, комментарии законодательства);

8) правовое просвещение граждан - целенаправленная и систематическая деятельность органов государственной власти Ленинградской области и подведомственных им государственных учреждений, иных государственных органов Ленинградской области по формированию и повышению уровня правосознания, правовой культуры и правовой грамотности граждан;

9) правовая культура граждан - формируемый под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения общий уровень правовых знаний, позволяющий трансформировать их в правовые убеждения, привычки правомерного поведения;

10) субъекты правового информирования и правового просвещения граждан - органы государственной власти Ленинградской области и подведомственные им государственные учреждения, иные государственные органы Ленинградской области.

 

Статья 4. Основные цели правового информирования и правового просвещения граждан

 

Основными целями правового информирования и правового просвещения граждан являются:

1) участие органов государственной власти Ленинградской области в мероприятиях по реализации государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;

2) формирование у населения устойчивого уважения к закону, убежденности в целесообразности и необходимости соблюдения законов, преодоление правового нигилизма;

3) повышение уровня правовой культуры граждан;

4) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения, а также к добросовестному исполнению обязанностей и соблюдению правовых норм.

 

Статья 5. Основные принципы правового информирования и правового просвещения граждан

 

Правовое информирование и правовое просвещение граждан основываются на следующих принципах:

1) принцип последовательности - поэтапное, планомерное формирование системы правового информирования и правового просвещения граждан, постепенное включение в нее новых элементов;

2) принцип дифференцированности - разнообразие подходов к организации и проведению мероприятий по правовому информированию и правовому просвещению граждан по отношению к различным категориям населения, возрастным и профессиональным группам, а также учет специфики интересов и потребностей определенных категорий населения;

3) принцип всеобщности - распространение правового информирования и правового просвещения граждан на все социальные группы населения, осуществление соответствующих мероприятий по правовому информированию и просвещению в отношении максимального количества граждан;

4) принцип своевременности - оперативное информирование граждан об изменениях, внесенных в действующее законодательство, в рамках мероприятий по правовому информированию и правовому просвещению, а также разъяснение их значения.

 

Статья 6. Основные задачи правового информирования и правового просвещения граждан

 

Основными задачами правового информирования и правового просвещения граждан являются:

1) создание условий, обеспечивающих развитие правовой грамотности и правосознания граждан, повышение уровня их правовой культуры;

2) профилактика правонарушений и преступлений;

3) содействие гражданам в реализации и защите их прав, свобод и законных интересов;

4) содействие пониманию гражданами своих обязанностей, их добросовестному исполнению;

5) доведение до сведения граждан информации о принятии, изменении либо отмене нормативных правовых актов;

6) разъяснение гражданам положений нормативных правовых актов, формирование убеждения в необходимости соблюдения ими правовых норм, а также уважения прав, свобод и законных интересов других лиц;

7) разъяснение гражданам практики применения нормативных правовых актов;

8) расширение доступа граждан к правовой информации;

9) обеспечение взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и подведомственных им государственных учреждений, иных государственных органов Ленинградской области с общественными объединениями в сфере правового информирования и правового просвещения граждан.

 

Статья 7. Основные способы правового информирования и правового просвещения граждан

 

1. Правовое информирование и правовое просвещение граждан осуществляются субъектами правового информирования и правового просвещения граждан в пределах их компетенции следующими основными способами:

1) посредством предоставления ответов на обращения граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

2) посредством оказания бесплатной юридической помощи гражданам в случаях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", другими федеральными законами, областным законом от 18 апреля 2012 года N 29-оз "О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области" и иными принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

3) посредством размещения на официальных сайтах органов исполнительной власти Ленинградской области и подведомственных им государственных учреждений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, в местах, доступных для граждан, либо посредством доведения до граждан иным способом информации о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи, о содержании, пределах осуществления, способах реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан, содержании обязанностей граждан и пределах исполнения таких обязанностей, о компетенции и порядке деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им учреждений, о порядке совершения гражданами юридически значимых действий и типичных юридических ошибках при совершении таких действий, а также иной предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области информации, направленной на правовое информирование и правовое просвещение граждан;

4) посредством размещения на официальных сайтах органов государственной власти Ленинградской области информации о результатах мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области;

5) посредством доведения до сведения граждан информации, направленной на обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";

6) посредством размещения на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области (далее - Уполномоченный по правам человека) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности Уполномоченного по правам человека, текстов его выступлений на заседаниях Законодательного собрания Ленинградской области и Правительства Ленинградской области, ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека за истекшие календарные годы и специальных докладов по отдельным вопросам защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, обращений Уполномоченного по правам человека к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в других субъектах Российской Федерации, в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и в иные организации, занимающиеся защитой прав и свобод человека и гражданина, обращений Уполномоченного по правам человека к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о принятии правовых актов Ленинградской области, внесении изменений в действующие правовые акты Ленинградской области, обращений Уполномоченного по правам человека в представительные органы местного самоуправления с предложениями о принятии муниципальных правовых актов, внесении изменений в действующие муниципальные правовые акты в порядке, предусмотренном областным законом от 12 февраля 2021 года N 5-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области";

7) посредством размещения на официальном сайте Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области (далее - Уполномоченный по правам ребенка) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности Уполномоченного по правам ребенка, текстов его выступлений на заседаниях Законодательного собрания Ленинградской области и Правительства Ленинградской области, ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам ребенка за истекшие календарные годы и специальных докладов по отдельным вопросам защиты прав и свобод ребенка, обращений Уполномоченного по правам ребенка к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченным по правам ребенка других субъектов Российской Федерации, в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, а также в иные организации, занимающиеся защитой прав и свобод ребенка, обращений Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области к субъектам права законодательной инициативы с предложениями о принятии правовых актов Ленинградской области, внесении изменений в действующие правовые акты Ленинградской области, обращений Уполномоченного по правам ребенка в представительные органы местного самоуправления с предложениями о принятии муниципальных правовых актов, внесении изменений в действующие муниципальные правовые акты в порядке, предусмотренном областным законом от 29 декабря 2012 года N 110-оз "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области";

8) посредством организации и проведения конкурсов, конференций, семинаров, совещаний, рабочих групп, круглых столов, лекций, выставок и иных мероприятий, направленных на развитие правовой грамотности и правосознания граждан, повышение уровня их правовой культуры.

2. Правовое информирование и правовое просвещение граждан может осуществляться иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

3. При доведении до сведения граждан информации индивидуально-правового характера, имеющей юридическое значение, субъекты правового информирования и правового просвещения граждан обеспечивают соблюдение требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

 

Статья 8. Полномочия органов государственной власти Ленинградской области в сфере правового информирования и правового просвещения граждан

 

1. Законодательное собрание Ленинградской области:

1) принимает областные законы и постановления, осуществляет контроль за их соблюдением и исполнением;

2) дает официальное толкование областного закона в случаях и в порядке, предусмотренных областным законом от 11 декабря 2007 года N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области".

2. Губернатор Ленинградской области:

1) издает нормативные правовые акты;

2) принимает решение о создании совещательного органа в сфере правового информирования и правового просвещения граждан, утверждает положение о его деятельности и персональный состав;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.

3. Правительство Ленинградской области:

1) принимает нормативные правовые акты;

2) утверждает государственные программы Ленинградской области, содержащие основные мероприятия, направленные на правовое информирование и правовое просвещение граждан;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.

 

Статья 9. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего областного закона

 

Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего областного закона, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.

 

Статья 10. Вступление в силу настоящего областного закона

 

Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

Губернатор

Ленинградской области

А.Дрозденко

Санкт-Петербург

15 июня 2020 года

N 67-оз

Областной закон Ленинградской области "О правовом информировании и правовом просвещении граждан на территории Ленинградской области" от 15.06.2020 N 67-оз