Правовые акты Ленинградской области
ПРАВОВЫЕ АКТЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сборник законов и других нормативно-правовых документов
Бесплатная консультация юриста. Горячая линия: 8 800 511-38-47

Областной закон Ленинградской области от 12.02.2021 N 5-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области"

 

12 февраля 2021 года

N 5-оз

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

 

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

 

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Принят Законодательным собранием Ленинградской области

27 января 2021 года

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Общие положения

 

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области (далее также - Уполномоченный) учреждена в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Ленинградской области.

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью Ленинградской области.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства Ленинградской области, муниципальных нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека.

 

Статья 2. Правовые основы и принципы деятельности Уполномоченного

 

1. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в пределах полномочий органов государственной власти Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Уставом Ленинградской области, настоящим областным законом, другими областными законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, принятыми в пределах полномочий органов государственной власти Ленинградской области.

2. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

3. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

 

Глава 2. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО,

ПРЕКРАЩЕНИЯ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ И ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ

ЕГО ОТ ДОЛЖНОСТИ

 

Статья 3. Требования к кандидатуре на должность Уполномоченного

 

1. На должность Уполномоченного может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Кандидат на должность Уполномоченного не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

 

Статья 4. Представление, согласование и рассмотрение кандидатур на должность Уполномоченного

 

1. Предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного вправе вносить:

Губернатор Ленинградской области;

депутат (группа депутатов, депутатская фракция) Законодательного собрания Ленинградской области;

Ассоциация "Совет муниципальных образований Ленинградской области".

2. Предложения о кандидатуре на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное собрание Ленинградской области не позднее чем за 45 дней до окончания срока полномочий ранее избранного Уполномоченного либо не позднее 30 дней со дня принятия постановления Законодательного собрания Ленинградской области о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного.

3. Законодательное собрание Ленинградской области в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока, установленного частью 2 настоящей статьи, размещает на официальном сайте Законодательного собрания Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" список кандидатов на должность Уполномоченного.

4. До начала процедуры рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного Законодательное собрание Ленинградской области согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, направляя ему список кандидатов на должность Уполномоченного с приложением копий сопроводительных материалов о каждом кандидате.

5. К процедуре избрания Законодательным собранием Ленинградской области допускаются только те лица, кандидатуры которых были согласованы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

6. Порядок рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного устанавливается Законодательным собранием Ленинградской области.

 

Статья 5. Избрание на должность Уполномоченного

 

1. Уполномоченный избирается на должность Законодательным собранием Ленинградской области.

2. Избранным на должность Уполномоченного считается кандидат, за которого проголосовало большинство депутатов Законодательного собрания Ленинградской области.

 

Статья 6. Вступление в должность Уполномоченного

 

1. При вступлении в должность Уполномоченного гражданин Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательством Ленинградской области, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Законодательного собрания Ленинградской области непосредственно после избрания гражданина Российской Федерации на должность Уполномоченного.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

 

Статья 7. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного

 

1. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, а также требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации", иными федеральными законами и областным законом от 16 декабря 2005 года N 117-оз "О государственных должностях Ленинградской области".

2. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий не позднее 14 дней со дня вступления в должность.

3. Если в течение срока, определенного в соответствии с частью 2 настоящей статьи, Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются досрочно, и Законодательное собрание Ленинградской области избирает нового Уполномоченного в порядке, установленном настоящим областным законом.

4. Уполномоченный при наличии оснований и в порядке, которые определяются законодательством Ленинградской области, обязан сообщать Председателю Законодательного собрания Ленинградской области о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

 

Статья 8. Срок полномочий Уполномоченного

 

1. Уполномоченный избирается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

2. Истечение срока полномочий Законодательного собрания Ленинградской области или его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории или части территории Ленинградской области не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет за собой изменения (ограничения) его компетенции.

4. Одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд.

 

Статья 9. Прекращение полномочий Уполномоченного

 

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового избранного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Законодательного собрания Ленинградской области в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. По решению Законодательного собрания Ленинградской области после консультации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13-1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных федеральными и областными законами.

4. При наступлении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи, Законодательное собрание Ленинградской области направляет в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации письменное обращение и копии всех материалов, подтверждающих наличие оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

5. Постановление Законодательного собрания Ленинградской области о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается в течение 30 дней со дня получения Законодательным собранием Ленинградской области информации, указанной в части 2 настоящей статьи, либо в течение 30 дней со дня проведения консультации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного собрания Ленинградской области.

6. Лицо, которое досрочно освобождено от должности Уполномоченного, не может быть повторно избрано на эту должность.

7. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть избран Законодательным собранием Ленинградской области не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного.

 

Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ

И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Статья 10. Принятие к рассмотрению обращений Уполномоченным

 

Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

 

Статья 11. Рассмотрение предложений и заявлений Уполномоченным

 

1. Под предложением, адресованным Уполномоченному, понимается рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества на территории Ленинградской области.

2. Под заявлением, адресованным Уполномоченному, понимается просьба о содействии в реализации конституционных прав и свобод человека или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления на территории Ленинградской области и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

3. При рассмотрении предложений и заявлений Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

4. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее - обращение), Уполномоченный имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

 

Статья 12. Принятие к рассмотрению жалоб Уполномоченным

 

1. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее - жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее - заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Ленинградской области, органов государственной власти или иных государственных органов Ленинградской области (кроме Законодательного собрания Ленинградской области), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Ленинградской области, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и(или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Ленинградской области, органов государственной власти или иных государственных органов Ленинградской области (далее - государственные органы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов (далее - муниципальные органы), организаций, действующих на территории Ленинградской области, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - организации), нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы.

К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

3. В случае получения жалобы Уполномоченный:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 1 и 2 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 1 и 2 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

4. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

5. В случае если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

6. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

 

Статья 13. Рассмотрение жалоб Уполномоченным

 

1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению государственные органы, муниципальные органы, организации, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Уполномоченный также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:

1) собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе, самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими;

2) посещать государственные органы, муниципальные органы, организации;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Ленинградской области, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от государственных органов, муниципальных органов, организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными и областными законами.

3. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с Уполномоченным между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Ленинградской области, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

5. В случае если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

 

Статья 14. Права Уполномоченного на принятие мер по защите и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

 

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) направить государственному органу, муниципальному органу, организации, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод.

Государственный орган, муниципальный орган, организация, должностное лицо, получившие заключение с рекомендациями Уполномоченного, обязаны в течение 30 дней рассмотреть его и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, муниципального органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные или муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и(или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица государственного органа, муниципального органа, организации, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и(или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;

5) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проведении проверки по фактам нарушения законов и принятии мер прокурором;

6) обратиться в соответствующие компетентные федеральные органы государственной власти при выявлении необходимости принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина.

2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в Законодательное собрание Ленинградской области с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.

4. Уполномоченный вправе посещать находящиеся на территории Ленинградской области учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, а также беседовать с осужденными наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, видеть беседующих, но не слышать их.

5. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого является государственный орган Ленинградской области, либо которое финансируется полностью или частично за счет средств областного бюджета Ленинградской области, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

 

Статья 15. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

 

1. Уполномоченный в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с государственными органами, муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Общественная наблюдательная комиссия, сформированная в Ленинградской области, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляет Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

 

Статья 16. Общественные помощники Уполномоченного

 

1. Уполномоченный вправе назначать своих представителей общественных помощников на территориях муниципальных образований Ленинградской области (далее - общественные помощники) для содействия в разъяснении порядка приема жалоб и обращений, компетенции Уполномоченного, анализа ситуации с соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на территории Ленинградской области, выполнения организационно-технических поручений.

2. Деятельность общественных помощников осуществляется на общественных началах.

3. Положение об общественных помощниках утверждается Уполномоченным.

4. Общественным помощникам выдаются удостоверения установленного образца, подтверждающие их статус. Образец удостоверения и его описание утверждаются Уполномоченным.

5. Информационное, документационное, правовое обеспечение деятельности общественных помощников осуществляет аппарат Уполномоченного.

6. Уполномоченный вправе создавать общественные приемные на территории Ленинградской области.

 

Статья 17. Участие Уполномоченного в правовом просвещении

 

В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Ленинградской области и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) организовывать и проводить научно-практические конференции, "круглые столы", конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) издавать и распространять ежегодные и специальные доклады, иные материалы, содержащие информацию о правах, свободах и законных интересах человека и гражданина, о формах и способах их защиты.

 

Статья 18. Благодарность Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области

 

За особые заслуги в сфере защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, развитие институтов гражданского общества в Ленинградской области Уполномоченный вправе награждать граждан и организации Благодарностью Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области в соответствии с положением, утвержденным Уполномоченным.

 

Статья 19. Участие Уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина

 

В случае выявления в нормативных правовых актах Ленинградской области, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению Уполномоченного, нарушение прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный вправе направлять органам государственной власти Ленинградской области, иным государственным органам Ленинградской области, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию областных законов, иных нормативных правовых актов Ленинградской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

 

Статья 20. Участие Уполномоченного в развитии межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав человека

 

1. Уполномоченный вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в области защиты прав человека.

2. Уполномоченный способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека.

 

Статья 21. Доклады Уполномоченного

 

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Законодательное собрание Ленинградской области, Губернатору Ленинградской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю Ленинградского областного суда, прокурору Ленинградской области.

2. Ежегодный доклад Уполномоченного представляется на заседании Законодательного собрания Ленинградской области Уполномоченным лично.

3. Уполномоченный может направлять в Законодательное собрание Ленинградской области, иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина могут быть опубликованы в печатном средстве массовой информации, учрежденном Уполномоченным, и(или) в печатном средстве массовой информации, учрежденном органом государственной власти Ленинградской области для обнародования (официального опубликования) нормативных правовых актов органов государственной власти Ленинградской области, иной официальной информации.

 

Глава 4. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 22. Гарантии деятельности Уполномоченного

 

1. Государственные органы, муниципальные органы, организации, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают Уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, муниципальных органов, организаций, а также администрациями мест принудительного содержания.

3. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, областным законодательством, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.

7. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным областными законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области для лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области.

 

Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

 

Статья 23. Статус и задачи государственного органа Ленинградской области "Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области"

 

1. Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области и аппарат Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области являются государственным органом Ленинградской области с наименованием "Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области" (далее - государственный орган).

2. Государственный орган обладает правами юридического лица, имеет печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба Ленинградской области.

3. Аппарат Уполномоченного (далее - аппарат) осуществляет правовое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

4. Уполномоченный:

1) осуществляет руководство государственным органом;

2) утверждает положение об аппарате, структуру аппарата;

3) в пределах бюджетной сметы устанавливает численность и утверждает штатное расписание аппарата;

4) осуществляет функции представителя нанимателя и(или) работодателя в отношении государственных гражданских служащих и работников аппарата в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, трудовым законодательством, а также функции по реализации государственным органом прав юридического лица;

5) по вопросам деятельности государственного органа издает правовые акты в форме приказов и распоряжений.

 

Статья 24. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного и аппарата

 

1. Обеспечение деятельности Уполномоченного и аппарата осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ленинградской области.

2. Денежное содержание Уполномоченного, денежное содержание государственных гражданских служащих, проходящих государственную гражданскую службу в аппарате, устанавливаются в соответствии с областным законом от 25 февраля 2005 года N 12-оз "О Перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области".

3. Оплата труда лиц, замещающих в аппарате должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы, производится в соответствии с областным законом от 25 марта 2005 года N 18-оз "Об оплате труда и исчислении стажа работы работников государственных органов Ленинградской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы".

4. Средства на финансирование деятельности Уполномоченного предусматриваются в областном бюджете Ленинградской области отдельной строкой.

 

Статья 25. Экспертный совет при Уполномоченном

 

1. В целях оказания консультативной помощи при Уполномоченном может создаваться экспертный совет из лиц, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и(или) опыт их защиты.

2. Положение об экспертном совете и его количественный и персональный состав утверждаются Уполномоченным.

3. Члены экспертного совета осуществляют свои полномочия на общественных началах.

4. Информационное и документационное обеспечение деятельности экспертного совета осуществляет аппарат.

 

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 26. Признание утратившими силу областных законов и их отдельных положений

 

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего областного закона:

1) областной закон от 4 апреля 2016 года N 13-оз "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области";

2) областной закон от 26 июля 2017 года N 53-оз "О внесении изменения в статью 10 областного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области";

3) статью 1 областного закона от 9 октября 2018 года N 96-оз "О внесении изменений в областные законы, регулирующие вопросы деятельности Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области, Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области".

 

Статья 27. Вступление в силу настоящего областного закона

 

Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

 

Губернатор

Ленинградской области

А.Дрозденко

Санкт-Петербург

12 февраля 2021 года

N 5-оз

Областной закон Ленинградской области "Об Уполномоченном по правам человека в Ленинградской области" от 12.02.2021 N 5-оз