Закон Ленинградской области от 31.10.2025 N 126-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельным государственным полномочием Ленинградской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Ленинградской области"
Л Е Н И Н Г Р А Д С К А Я О Б Л А С Т Ь
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельным государственным полномочием Ленинградской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Ленинградской области
Принят Законодательным собранием Ленинградской области
22 октября 2025 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего областного закона
Предметом регулирования настоящего областного закона являются отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципального округа и городского округа Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления) отдельным государственным полномочием Ленинградской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Ленинградской области (далее - государственное полномочие).
Статья 2. Правовая основа настоящего областного закона
Правовой основой настоящего областного закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральный закон от 20 марта 2025 года N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", Федеральный закон от 8 августа 2024 года N 304-ФЗ "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Ленинградской области и другие областные законы.
Статья 3. Срок, на который органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием
Органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием на неограниченный срок.
Статья 4. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия
1. При осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления имеют право на:
1) финансовое обеспечение осуществления государственного полномочия за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципального округа и городского округа Ленинградской области (далее - местные бюджеты) из областного бюджета Ленинградской области в соответствии с областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий финансовый год;
2) получение консультативной и методической помощи от органов государственной власти Ленинградской области по вопросам осуществления государственного полномочия;
3) дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственного полномочия в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования Ленинградской области;
4) принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственного полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области;
5) внесение предложений по принятию, изменению нормативных правовых актов Ленинградской области по вопросам осуществления государственного полномочия;
6) обжалование письменных предписаний уполномоченного отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего регулирование в сфере экономической политики Ленинградской области (далее - уполномоченный орган), по устранению нарушений, допущенных при осуществлении государственного полномочия.
2. При осуществлении государственного полномочия органы местного самоуправления обязаны:
1) осуществлять государственное полномочие в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области;
2) использовать предоставленные для осуществления государственного полномочия финансовые средства по целевому назначению;
3) обеспечивать эффективное использование бюджетных средств, предоставленных органам местного самоуправления для осуществления государственного полномочия;
4) представлять отчеты об осуществлении государственного полномочия и использовании предоставленных на эти цели финансовых средств;
5) представлять уполномоченному органу необходимую информацию и документы, связанные с осуществлением государственного полномочия, а также с использованием предоставленных на эти цели финансовых средств;
6) исполнять письменные предписания уполномоченного органа по устранению нарушений требований законодательства Российской Федерации и законодательства Ленинградской области, допущенных органами местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия;
7) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
Статья 5. Права и обязанности органов государственной власти Ленинградской области при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия
1. Органы государственной власти Ленинградской области при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия вправе:
1) принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия;
2) получать от органов местного самоуправления необходимую информацию и документы, связанные с осуществлением ими государственного полномочия, а также с использованием предоставленных на эти цели финансовых средств;
3) проводить проверки деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими государственного полномочия;
4) давать в случае выявления нарушений требований нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления государственного полномочия письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления;
5) осуществлять иные права, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
2. Органы государственной власти Ленинградской области при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия обязаны:
1) оказывать содействие органам местного самоуправления в осуществлении государственного полномочия посредством:
а) координации деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственного полномочия;
б) внесения предложений органам местного самоуправления по вопросам эффективного осуществления государственного полномочия;
в) представления органам местного самоуправления по их запросам необходимых материалов и документов, связанных с осуществлением государственного полномочия;
2) предоставлять финансовые средства для осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия;
3) осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия в порядке, предусмотренном настоящим областным законом, а также за использованием предоставленных для осуществления государственного полномочия финансовых средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
4) оказывать консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления государственного полномочия;
5) выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
Статья 6. Финансовое и материальное обеспечение осуществления государственного полномочия
1. Финансовое обеспечение осуществления государственного полномочия осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области.
2. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области для осуществления государственного полномочия, определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему областному закону.
3. Распределение субвенций местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области на осуществление органами местного самоуправления государственного полномочия между муниципальными образованиями Ленинградской области утверждается областным законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год и на плановый период.
4. Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области на осуществление государственного полномочия определяется Правительством Ленинградской области.
5. Финансовые средства, предоставленные для осуществления государственного полномочия, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
6. Имущество (материальные ресурсы) для осуществления государственного полномочия органам местного самоуправления не передается.
7. В случае наличия потребности у органов местного самоуправления в материальных ресурсах для осуществления государственного полномочия перечень подлежащего передаче в пользование и(или) управление имущества, необходимого для осуществления государственного полномочия, определяется соответствующим отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области на основании предложений органов местного самоуправления, и такое имущество передается органам местного самоуправления в порядке, установленном областным законом от 3 июня 1998 года N 12-оз "О порядке передачи материальных средств органам местного самоуправления для осуществления отдельных полномочий Ленинградской области".
Статья 7. Порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении государственного полномочия
1. Органы местного самоуправления обязаны представлять уполномоченному органу отчеты и другие документы, связанные с осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия, в том числе отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных для осуществления государственного полномочия.
2. Порядок, сроки представления и формы отчетности при осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия определяются Правительством Ленинградской области.
Статья 8. Порядок осуществления контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия
1. Уполномоченный орган осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия, а также за целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
2. Уполномоченный орган в пределах своей компетенции осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия в следующих формах:
1) проведение проверок деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственного полномочия и принятие в ходе проверок необходимых мер по устранению выявленных нарушений настоящего областного закона либо их предупреждению;
2) проведение проверок деятельности органов местного самоуправления в части использования финансовых средств, предоставленных для осуществления государственного полномочия из областного бюджета Ленинградской области;
3) заслушивание отчетов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления о результатах осуществления государственного полномочия;
4) получение от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления объяснений по поводу нарушений требований либо неисполнения (ненадлежащего исполнения) настоящего областного закона, а также истребование документов, необходимых для проведения проверок;
5) выдача письменных предписаний об устранении выявленных нарушений требований настоящего областного закона, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
6) отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов, принятых по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия, в случае их противоречия законодательству Российской Федерации и законодательству Ленинградской области.
3. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и(или) законодательства Ленинградской области по вопросам осуществления государственного полномочия, допущенных органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, уполномоченный орган имеет право давать письменные предписания по их устранению.
Письменные предписания по устранению выявленных нарушений обязательны для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
4. Финансовый контроль за деятельностью органов местного самоуправления при осуществлении государственного полномочия осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия
1. Осуществление органами местного самоуправления государственного полномочия прекращается на основании областного закона.
2. Основаниями для принятия областного закона о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия являются:
1) вступление в силу федерального закона, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации утрачивают соответствующее государственное полномочие либо полномочие по наделению им органов местного самоуправления;
2) принятие решения об осуществлении государственного полномочия органами государственной власти Ленинградской области самостоятельно;
3) неосуществление или ненадлежащее осуществление органами местного самоуправления государственного полномочия;
4) невозможность осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по не зависящим от них причинам.
3. О невозможности осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия по не зависящим от них причинам органы местного самоуправления обязаны незамедлительно проинформировать уполномоченный орган.
4. Прекращение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия в соответствии с настоящей статьей влечет за собой прекращение финансового обеспечения осуществления государственного полномочия.
5. При прекращении осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия неиспользованные финансовые средства, предоставленные органам местного самоуправления на осуществление государственного полномочия, подлежат возврату в областной бюджет Ленинградской области на основании областного закона о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
Статья 10. Вступление в силу настоящего областного закона
Настоящий областной закон вступает в силу с 1 января 2026 года.
Губернатор Ленинградской области |
А.Дрозденко |
Санкт-Петербург
31 октября 2025 года
N 126-оз
Приложение
к областному закону
от 31.10.2025 N 126-оз
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА СУБВЕНЦИЙ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ ИЗ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛНОМОЧИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ПРОДАЖИ БЕЗАЛКОГОЛЬНЫХ ТОНИЗИРУЮЩИХ
НАПИТКОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ) НА ТЕРРИТОРИИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области для осуществления отдельного государственного полномочия Ленинградской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Ленинградской области (далее - государственное полномочие), определяется по формуле
Vобщ = SUM Vi,
где Vi - объем субвенции, предоставляемой бюджету i-го муниципального района, муниципального округа или городского округа Ленинградской области из областного бюджета Ленинградской области на очередной финансовый год (тыс. рублей с округлением до одного знака после запятой).
Показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями Ленинградской области общего объема субвенций:
количество объектов регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) (далее - объекты контроля);
количество контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом;
количество профилактических мероприятий;
трудозатраты на проведение контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий;
численность работников муниципального образования Ленинградской области, осуществляющих государственное полномочие.
2. Объем субвенции, предоставляемой бюджету i-го муниципального района, муниципального округа или городского округа Ленинградской области из областного бюджета Ленинградской области на очередной финансовый год, определяется по формуле
Vi = Qi x H,
где Qi - нормативная численность работников муниципального района, муниципального округа или городского округа Ленинградской области, осуществляющих государственное полномочие (с округлением до двух знаков после запятой);
Н - норматив затрат на содержание одного работника муниципального района, муниципального округа или городского округа Ленинградской области.
3. Показатели исчисляются в следующем порядке:
1) нормативная численность работников муниципального района, муниципального округа или городского округа Ленинградской области, осуществляющих государственное полномочие, определяется по формуле
Qi = (КНМi + КНМБВi + ПМi) / Тнорм x k,
где КНМi - трудозатраты на проведение контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом;
КНМБВi - трудозатраты на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом;
ПМi - трудозатраты на проведение профилактических мероприятий;
Тнорм - норматив рабочего времени в году, который составляет при 40-часовой рабочей неделе 1971 час (247 рабочих дней в году);
k - коэффициент охвата объектов контроля;
2) трудозатраты на проведение контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом определяются по формуле
КНМi = (КНМin1 + КНМin2 + КНМin3 + КНМin4 + КНМin5) x ТКНМ,
где КНМin1 - количество контрольных (надзорных) мероприятий в виде контрольной закупки;
КНМin2 - количество контрольных (надзорных) мероприятий в виде инспекционного визита;
КНМin3 - количество контрольных (надзорных) мероприятий в виде документарной проверки;
КНМin4 - количество контрольных (надзорных) мероприятий в виде выездной проверки;
КНМin5 - количество контрольных (надзорных) мероприятий в виде рейдового осмотра;
ТКНМ - среднее время, необходимое для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом. Рассчитывается в соответствии с методикой, утвержденной нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Трудозатраты на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом определяются по формуле
КНМБВi = (КНМБВin1 + КНМБВin2) x ТКНМБВ,
где КНМБВin1 - количество контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
КНМБВin2 - количество контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования;
ТКНМБВ - среднее время, необходимое для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом. Рассчитывается в соответствии с методикой, утвержденной нормативным правовым актом уполномоченного органа;
3) трудозатраты на проведение профилактических мероприятий определяются по формуле
ПМi = (ПМin1 + ПМin2 + ПМin3 + ПМin4 + ПМin5) x ТПМ,
где ПМin1 - количество профилактических мероприятий в виде информирования;
ПМin2 - количество профилактических мероприятий в виде обобщения правоприменительной практики;
ПМin3 - количество профилактических мероприятий в виде объявления предостережения;
ПМin4 - количество профилактических мероприятий в виде консультирования;
ПМin5 - количество профилактических мероприятий в виде профилактического визита;
ТПМ - среднее время, необходимое для осуществления профилактических мероприятий. Рассчитывается в соответствии с методикой, утвержденной нормативным правовым актом уполномоченного органа;
4) норматив затрат на содержание одного работника муниципального района, муниципального округа или городского округа Ленинградской области определяется по формуле
Н = Д + Е,
где Д - сумма денежного содержания на планируемый год по должности "специалист первой категории" (реестровый шифр II.С4.1) в соответствии с областным законом от 25 февраля 2005 года N 12-оз "О Перечне государственных должностей Ленинградской области, денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области и денежном содержании государственных гражданских служащих Ленинградской области";
Е - сумма начислений на оплату труда в соответствии с законодательством;
5) коэффициент охвата объектов контроля определяется по формуле
k = (КНМi + КНМБВi + ПМi) / (ОКi + Чi) x 100,
где ОКi - количество учтенных объектов контроля (исходя из данных потребительского рынка по результатам информационно-аналитического наблюдения за осуществлением торговой деятельности в предшествующем году, а также сведений, содержащихся в Едином реестре видов контроля (ЕРВК);
Чi - общая численность постоянного населения муниципального района, муниципального округа или городского округа Ленинградской области, органы местного самоуправления которых осуществляют государственное полномочие, на конец последнего отчетного периода по данным территориального органа статистики.
4. Расчет объема субвенций производится исходя из данных о количестве проведенных контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, сведения о которых внесены в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ), в том числе посредством государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (ТОР КНД) в предшествующем году.
Расчет объема субвенций на 2026 год производится исходя из количества учтенных объектов контроля (исходя из данных потребительского рынка по результатам информационно-аналитического наблюдения за осуществлением торговой деятельности в предшествующем году).
Количество контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в соотношении с количеством объектов контроля в 2026 году принимается равным следующим значениям:
контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом - 0;
контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом: выездное обследование - 5%, наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) - 4%;
профилактические мероприятия: консультирование - 3%, объявление предостережения - 7%, профилактический визит - 3%, информирование - 1, обобщение правоприменительной практики - 1.
